Петро-Павловский храм Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

20 марта 2008 года Версия для печати

Петро-Павловский храм

История создания храма

Архиепископ Павел (Подлипский) (1788 – 1861) в истории Русской Православной Церкви известен как первый Архиерей, во время управления которого началось возвращение в лоно Православия старообрядцев. В ноябре 1832 года он был избран в члены Императорского общества истории и древностей Российских, а с 26 сентября 1836 года поставлен Епископом на Черниговскую и Нежинскую кафедру, в территориальный состав которой входил посад Клинцы. 20 лет с 1839 по 1859 год в сане архиепископа он правил всеми православными приходами Черниговской губернии.

Стоит сказать, что времена, когда был образован Петро-Павловский храм в Клинцах, для коренных поселенцев-раскольников были тяжелыми. В 1832 году царь Николай Первый запретил старообрядцам принимать к себе православное священство, а затем в 1836 году лишил права на колокольный звон при службах.

Правой рукой владыки Павла по обращению в Православие раскольников Стародубья был священник Тимофей Верховский, сам выходец из старообрядческой среды и уроженец раскольничьих Клинцов. С 1823-го года он служил в новообразованном единоверческом монастыре в Новозыбкове и прекрасно знал окружающую его среду. В это время ни в одном из 16 раскольничьих посадов Стародубья, а Клинцы был одним из самых крупных из них, не было православного храма. В своих записках о Клинцах он пишет: «Между слободами с давнего времени существовало соперничество, в котором постоянно одерживали верх Клинцы… Несмотря на то, что Новозыбков имел более прав на это первенство как город». Вот и в постройке первого посадского Православного храма Клинцы хотели опередить всех.

Еще в 1824 году отец Тимофей обратил в Православие видных клинцовских купцов-беспоповцев братьев Барышниковых, а также их зятя Ерофея Разумеева. Знакомство с купцом Петром Семеновичем Исаевым у о. Тимофея произошло намного позже.

В возрасте 56 лет с большими, даже неслыханными для Клинцов ценностями возвратился Петр Исаев из Польши в свой родной город. Человек он был с самого малолетства умный и предприимчивый. В 9 лет оставшись сиротой, он добывал себе хлеб, служа поводырем для слепцов. Затем подростком он прошел школу московского купечества, куда его направила родная тетка. Но, поняв, что в Москве он лишний, Петр  отправился искать удачу в Польшу.

История свидетельствует о том, что в Бресте-Литовском он женится на немке и открывает торговлю сукнами. Позже он владеет суконной фабрикой в городе Згерже.

Во время польского возстания 1830 – 1831 годов он, как представитель местной торговой знати знающий немало политических тайн, помогает русскому главнокомандующему. Как писал об этом отец Тимофей: «за что мог висеть на фонарном столбе».

В 1832 году он уже крупный землевладелец в окрестностях Клинцов. Сукна его Мизиричской фабрики покупались на обмундирование польской армии, шли они даже в Китай. Исаев был прогрессивным и трезвомыслящим человеком в вопросах промышленности и торговли.

В спор с краеведами о точной дате начала постройки Петро-Павловского храма вызываться мы не будем, не будем мы и утверждать, что всё имущественное бремя стройки взял на себя Петр Исаев, но его роль как первого ктитора храма умалить нельзя. Приходские храмы в ту пору строились годами и десятилетиями (Успенский собор в Мглине строился 15 лет, и то с помощью денег государственной казны).

Одно можно сказать уверенно – к 1847 году стены храма были возведены, а в 1849 году, 3 февраля, храм был освящен.

 

Строительство храма

 

Российская архитектура тридцатых годов 19-го столетия характеризуется тенденцией к возвращению к традиционно русским чертам постройки. Сугубо западные архитектурные стили (ампир, барокко), господствовавшие до воцарения Николая Первого, постепенно отходили в прошлое.

Если архитекторы Растрелли и Воронихин были самыми видными фигурами классицизма, то самой крупной фигурой в модернизированном русско-византийском стиле был К.А. Тон (1794 – 1881). И Клинцам посчастливилось как немногим провинциальным городам, и сегодня на нашей земле стоит памятник, созданный в мастерской этого замечательного зодчего.

Ко времени проектирования Петро-Павловского храма Константином Тоном были уже созданы храм св. Екатерины в Петербурге, получен заказ на сооружение храма Христа Спасителя в Москве. А в 1837 – 1838 году он руководил возстановлением Зимнего дворца. Вот в ряд каких значительнейших для России объектов попал наш храм.

Строительство православных храмов на землях, считающихся по культуре старообрядческими, для Николая Первого и графа П.А. Клейнмихеля, курирующего важные строительные проекты, были частью внутренней политики. Отношения к этому было весьма серьезное, к делу подключали лучшие силы, в том числе и художников и архитекторов.

Место для постройки Петро-Павловского храма было выбрано на возвышении близ торгового центра города – рыночной площади. Архитектурная планировка имела осевое строение.

Главная черта русско-византийского стиля, в котором построен наш храм,  - соответствие внешнего облика здания их пространственной и конструктивной сущности. Архитектор К. Тон умело справился с поставленной перед ним задачей. Умело был вписано здание храма и в общую архитектурную картину города. Хоть стоявшая поодаль колокольня Вознесенской церкви и была одним из самых высоких деревянных сооружений России, но Петро-Павловский храм определено представлялся более масштабным сооружением. Примечательно, что практически одновременно с проектированием нашего храма мастерская Тона вела отделочные работы в Большом Кремлевском дворце в Москве.

 

Потерянный некрополь

 

В северо-восточной части церковного двора располагался почетный некрополь. К сожалению, сегодня практически невозможно отыскать след могил замечательных клинчан. Не уцелели и надгробия. Видно единому Богу, попустившему такое разорение, было угодно, что изо всех захоронений той поры как память потомкам осталась только пара надгробий почетного некрополя г. Клинцы.

На ближнем северном углу Петро-Павловского храма в стене можно увидеть вмурованные небольшие  надгробные таблички с трудночитаемыми надписями. Это могилы братьев Евсеенко, умерших: один – в 1889-ом, а другой – в 1891-ом годах. Сами по себе эти два человека ничем особенным в истории Клинцов не отличились (известно, что один из братьев был земским врачом), но весьма знаменит был их третий, младший брат, Сергей Степанович Евсеенко. Генерал-лейтенант, общественный деятель, профессор ветеринарии, писатель. Жизнь С.С. Евсеенко тесно переплетается практически со всем дореволюционным периодом истории Петро-Павловского храма.

Сергей Евсеенко родился 6 октября 1850 года в семье бывшего крестьянина, а тогдашнего рабочего одной из текстильных фабрик. В этом храме он был крещен, сюда на службы его приводили родители до той поры, как он, повзрослев, отправился на учебу в Черниговскую гимназию.

Настоящий самородок и типичный разночинец, в лучшем смысле этого слова, он, удивил клинчан быстротой своей карьеры. В 1875 году Сергей Евсеенко оканчивает ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. Сергей Степанович становится первопроходцем научной ветеринарии в России. Исследователи развития ветеринарии в России называют нашего земляка первым ученым исследователем и борцом с эпизоотиями (падежом скота).

Русско-турецкую войну 1877 – 1878 годов он провел в составе конно-артиллерийской батареи, был награжден орденом. После войны он служит в Москве и Твери. А с 1895 года он работал на должности ветврача Варшавского военного округа. Уже в Варшаве он известен благотворительностью - собирал средства на Школу общества пособия бедных, которая действовала в Клинцах на частные пожертвования. Там, в Польше, он издавал журнал по медицинским вопросам, организовал Музыкально-драматическое общество.

Всю жизнь Сергей Степанович писал. Помимо 200 научных трудов он написал публицистические книги «Под ясным небом Малороссии», где содержится масса свидетельств о повседневной жизни тогдашних Клинцов. Сочинял он и пьесы, и опять таки о жизни российской глубинки: «Студенты», «В барской усадьбе».

В 1912 году, после увольнения, С.С. Евсеенко вернулся с супругой в родные Клинцы, где он опять стал прихожанином Петро-Павловского прихода. В трудах и молитвах он скончался 24 апреля 1915 года. Ни его могилы, ни могилы его жены не сохранилось. В середине 60 годов весь некрополь во исполнение решений ЦК Компартии под руководством Н. Хрущева был варварски пущен под бульдозер.

 

Закрытие храма

 

Петро-Павловский храм был закрыт в 1930 году, видно, очень ретивыми были клинцовские коммунисты в своей борьбе с Православием. Только в 1932 году была объявлена пятилетка, получившая название «безбожной», в ходе которой процент разоренных  храмов во всей России приблизился к 95%. Запрещена была деятельность 70 епархий, арестовано 40 епископов.

В Клинцах ко времени закрытия храма проживало 29 729 человек. Старожилы разсказывают, что клинчане оказывали активное сопротивление закрытию прихода. Лишить клинчан Дома молитвы власти смогли только с привлечением милиции. Как архитектурный антагонист сооружению церкви к 1930 году поодаль храма появилось самое крупное на то время в городе здание Дома Советов.

Храм был отдан на полное разграбление и похуление безбожникам. Движимые ненавистью активисты набросились сначала на здание храма. Чтобы не звучал набатный, тревожащий совесть колокольный звон, было разломано возвышение барабана колокольни (полусферический барабан напоминал купол Казанского собора в Петербурге.

Атеисты сломали устремленный в небо шпиль, сбили широкие резные фронтоны-кокошники. С рациональной точки  зрения неясно, зачем нужно было сносить верхний ярус здания. Высота храма не могла мешать аэроклубу, за которым решением властей была закреплен разоренный храм.

 

Годы войны

 

Петро-Павловский храм стал одним из множества приходов, которые были возвращены верующим в годы Великой Отечественной войны. Но храм имел все шансы быть разрушенным во время зачисток города от оккупационных войск.

Приведем здесь цитаты из воспоминаний клинцовского старожила -  П.М. Храмченко: «Бомбили кирпичное здание старообрядческой церкви по Клинцовой улице (ул. Дзержинского), в котором еще с довоенных лет был “Второй хлебозавод”. Бывший храм был разрушен. Упавшая каменная ограда церкви задавила людей, спрятавшихся в “щели” у забора. Целились и в Петропавловскую церковь, которая была очень заметным сооружением в панораме города. Но, к счастью, бомбометатели оказались неточными, либо сознательно промахнулись. Все бомбы легли вокруг церкви на малом расстоянии, и с Божьей помощью храм остался невредим. Но был уничтожен квартал домов, плотно прилегающих к церкви. На месте образовавшегося пустыря в послевоенные годы сделали сквер. Всего погибло 164 жителя города».

Через несколько дней хоронили погибших. 27 июня в Петропавловской церкви был отслужено заупокойное богослужение по невинно убиенным. Продолжим цитату из воспоминаний: «Служба велась дольше обычного. Я участвовал в отпевании в составе церковного хора. В эти скорбные дни в городе был создан комитет помощи пострадавшим. Знаю, что в комитет вошли отец Александр Петровский, бывший тогда настоятелем Петропавловской церкви, и Е.М. Котова, которая содержала курсы кройки и шитья в доме по улице Нижняя Бобылка. Людей, потерявших жилье, кормили обедами по небольшой цене, им выдали по 2 кг крупы и по 0,5 кг соли, а также по 200 – 300 рублей. В городе собирали пожертвования в помощь пострадавшим».

Советские порядки, вновь установившиеся с вошедшими с осенью 1943 года советскими войсками, только констатировали факт существования Петро-Павловского храма. Регулярно совершались Богослужения, оказывалась социальная помощь обездоленным. На этот раз руку на храм никто поднимать не решился.

 

Вторичное закрытие храма

 

Фрески, украшавшие храм, были уничтожены в 1964 году, в «хрущевский» период. По указанию Брянского облкомунхоза внутренняя часть храма была варварски перекроена. Полностью утрачены алтарные перегородки всех трех приделов, а единое храмовое пространство поделено. Тогда же была ликвидирована прекрасная длинная аллея, связывающая храм с центральной улицей города. Даже неверующие клинчане очень возмущались этим. Узкая, огражденная с двух сторон невысоким выбеленным заборчиком, дорожка была вымощена красным кирпичом. По обеим сторонам от нее находились кусты акаций и нарядные цветники. Это место было настоящей дорогой к храму в прямом и переносном смысле. Здесь отлетали все мирские заботы, появлялось молитвенное настроение. На границе прохода и храма прямо напротив дверей стояли представлявшие собой настоящее произведение кузнечного искусства, кованные из ребристого металла ворота. Гармония этой умиротворяющей аллеи и высокого, стройного здания храма была идеальной.

Позже с целью архитектурно «заковать» храм было построено здание почтамта, с возведением которого объекта архитектурный ансамбль храма распался. Иной хулы, как превратить Дом Божий в ристалище – спортивный зал безбожники не придумали. С 1964 года храм был закреплен за обществом «Спартак» (даже в самом имени язычника-гладиатора звучит подлая насмешка).

 

Возрождение приходской жизни

 

Год тысячелетия Крещения Руси, год 1988, знаменовал на Русской Земле новую эпоху. Благодать Божия, по молитвам Российских Святых коснулась сердец власть предержащих. 19 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца, к величайшей радости всех православных жителей Клинцов городской совет народных депутатов вынес решение о возвращении храма верующим.

Юридически вопрос был, казалось, решен, но фактически проблема не разрешалась. Несмотря на то, что община храма перечислила обществу «Спартак» 3000 рублей (большие по тем временам деньги), спортсмены ждали распоряжения более высокой, чем горсовет инстанции и не торопились покидать помещения.

Решился вопрос с оформлением земли вокруг храма. Очищен от скверны Святой Алтарь. Внутри храма устранена вся «реконструкция» 1964 года. Церковный двор начал облагораживаться, по периметру появилась литая ограда. По составленной предварительной смете все работы по возстановлению храма выражались суммой в один миллион рублей. Реально же община располагала только 100 тысячами.

Человеку, не имеющему надежды на Всевышнего, стоило бы здесь развести руками и ждать лучших времен, но не таков был протоиерей Андрей Жамойтин. Как истинный пастырь он видел свою жизненную миссию в возрождении поруганной святыни, в возстановлении прихода. Отец Андрей не привык смущаться трудностями, и, как подобает истинному христианину, совершал свой труд без малейшего ропота. Возстановление храма требовало всего его без остатка. Возрождение храма становилось забой не только прихода, но и всех клинчан.  

Храм восстанавливался по проекту архитектора В.Н. Городкова, при этом первоначальный облик храму вернуть не удалось. Роспись внутренних стен храма начала бригада клинцовских художников под руководством А. А. Цирика. Очень скоро в храме появились новые резные иконостасы. Освящение основного Престола было совершено в июне1994 года Архиепископом Мелхиседеком. В торжественном освящении принимали участие представители всех благочиний Брянской Епархии.

 

Воскресная школа

 

Воскресная школа для детей существует в Петро-Павловском храме уже 12 лет. Трудно подсчитать, сколько клинцовских ребят обучалось в ней за это время. В 1995-ом году, когда клинцовских ребят собрал на первые занятия настоятель храма священник Василий Воликов, деток было не много. Тогда только закладывались методические основы преподавания. Дети впервые тогда услышали рассказы о событиях Ветхого и Нового Заветов, познакомились с основами Закона Божия.

Господь не оставляет доброго начинания без поддержки. Вскоре к настоятелю храма в деле воспитания подрастающего поколения присоединилась  ныне безсменный воспитатель и преподаватель школы опытный педагог Вера Васильевна Егорова.

Посещение школы, естественно, свободное.  Но менее 70 – 80 ребят в Воскресение, после Божественной Литургии никогда не собирается. Курс школы рассчитан приблизительно на 4 - 5  учебных лет. Этого достаточно, чтобы постичь азы православной веры, обрести навыки Христианской жизни.

Как говорит настоятель храма: «Цели воспитать из детей священнослужителей или монашествующих у нас нет. Наша  задача – посеять в детских душах семена веры и благочестия, заложить в душу ребенка заповеди Господни. Человек не может жить без сознания того, что только исполнение заповедей может избавить его от бед и несчастий и в жизни сей и в будущей».

Мальчикам и девочкам преподается церковное пение, основы иконописи. Доброй традицией стали праздничные концерты, которые устраиваются Воскресной школой  на Рождество Христово и Господню Пасху. Дети в светлых одеждах как ангелы наполняют храм своим трогательным и возвышенным пением.

На родителей ребят и прихожан такие выступления производят большое впечатление. Отец Василий вспоминает концерт на Рождество Христово в 2006 году. Владелец одного из самых престижных ресторанов города пригласил всех ребят школы вместе с преподавателями в свое заведение на православную трапезу. Ощутив признание, дети были несказанно рады, веселились и пировали от души. Такое Рождество останется в памяти на долгие годы.

После занятий дети несут в свои семьи пускай небольшой, но яркий огонек веры, причастности к вечности. Воскресная школа для детей тогда становится средством воспитания взрослых. Заинтересовавшись занятиями, родители приходят к Святому Православию. Как бы не повернулась жизнь выпускника Воскресной школы, в какие бы катаклизмы и треволнения жизни он не попал, но зерно веры, прочный фундамент у него в душе есть.

Обязательно два раза в год воспитанники школы всем составом на двух автобусах совершают паломнические поездки. Очень часто вместе с детьми к Святыням отправляются и родители. Бывало, что и мест всем желающим не хватало. Люди откладывают все ежедневные хлопоты и заботы, и вместе со своими ближними отправляются за сотни километров прикоснуться к святыне. Что может быть прекрасней?

Семья - это маленькая церковь. Родители не могут быть безразличны к воспитанию своих детей. Двери Воскресной школы открыты для всех желающих. Храм приглашает ребят любого возраста на занятия в ней.

 

Паломническая служба

 

Паломничество к Святым местам - это неотъемлемая  часть жизни христианина еще со времен Апостольских. Паломничество - способ ощутить причастность к Святыни, получить разрешение своих телесных и душевных недугов, увидеть пример духовной жизни Православных братьев и сестер в других городах и весях.

В среднем 3 – 4 раза в месяц от Петро-Павловского храма отправляется паломнический автобус. Если подсчитать число поездок за прошлый 2006 год, то клинчане побывали в 40 различных Святых местах России, Украины и Беларуси. В ближайших окрестностях (Брянщина, Гомельщина) нет ни одного места, где бы не были паломники из Клинцов. Упомянем дальние маршруты: Санкт - Петербург с посещением Александро-Невской лавры, Москва, Троице-Сергиева лавра, Саров и Дивеево, Оптина пустынь, Киево-Печерская лавра, Чернигов. Из святынь Белоруси – Корма, где находятся мощи Святого Иоанна Кормянского. Один из последних маршрутов – Мозырь, к Чудотворному кресту и мощам св. Кирилла Туровского на древней Боровичской кафедре.

Не говорим уже о ставших традиционными поездках к святыням Брянщины. Постоянно наши паломники бывают в Свенском монастыре, Одриной и Площанской пустынях. В день  празднования Собора Брянских Святых традиционно организуется поездка в Брянск к мощам преподобного благоверного князя Олега Брянского.

Главный активист Паломнической службы – Тамара Карповна Шевченко. Тамара Карповна – давний энтузиаст Православных путешествий. В большинстве случаев предложение о том или ином месте для паломничества исходит от нее. Но бывает, что и потребность в поездке рождается сообща, так сказать, соборным разумом.

Еще один энтузиаст этого дела – Петр Алексеевич Короткий. Петро-Павловский храм и его, водителя и владельца автобуса,  связывает пятилетняя дружба. Сам человек увлеченный, верующий и неравнодушный Петр Алексеевич по самым минимальным расценкам, кажется порой, что в ущерб себе, везет, надеясь на Бога, да на свой обширный опыт, клинцовский православный народ в самые далекие уголки православного мира.

В 2006 году впервые в поездку от храма при сотрудничестве с Обществом инвалидов – онкологических больных города отправились дети-инвалиды. Маршрут для первого в этом совместном проекте путешествия решили избрать недалекий – к мощам Святого Иоанна Кормянского. Взрослые инвалиды отправились подальше – к Святыням знаменитой Козельской Оптиной Пустыни.

 

Приходская библиотека

 

По левую сторону от входа в храм располагаются большие стеллажи с книгами. Это приходская библиотека. Благословение на создание библиотеки было дано епископом Брянским и Севским Феофилактом было дано четыре года назад.

Очень часто бывает так, что человек даже долгие годы посещает храм, но четких систематизированных знаний в вопросах веры не имеет. Прихожане нуждались в доступной информации по всем многочисленным вопросам Церковной жизни. Тем более что при нынешней дороговизне книг не каждый имеет возможность приобрести заинтересовавшую книгу или диск. Библиотека - это мощное средство катехизаторской работы, к которой всегда призывает в своих посланиях Святейший Патриарх Алексий Второй. Библиотека - это также средство миссионерской работы, ведь ничто не может переубедить сектанта или неверующего как хорошая книга или брошюра.

Сегодня библиотека Петропавловского храма содержит в себе более 1500 единиц различных носителей информации. В первую очередь это, конечно, книги. Здесь и жития Святых, и полемические сочинения на злобу дня, догматические трактаты и исторические сочинения, Святоотеческие писания и современные популярные сочинения по апологетическим и  нравоучительным вопросам. Есть в библиотеке книги по Православной психологии, которая сегодня только приобретает популярность.

Каждый в меру своих интересов и духовного опыта найдет здесь потребное для себя: человек обширных Богословских познаний, и человек, только еще вступивший на путь ко храму. Ориентируется библиотека на профессиональные навыки прихожан. Так, например, Православные медики могут найти здесь труды Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Для молодежи, любящей новые технологии, предлагаются кассеты с записями Богослужений лучших хоров из знаменитейших монастырей России, проповеди известных священников, аудиокниги. Можно взять посмотреть видеокассеты и DVD-диски Православного содержания. В сотнях клинцовских домов уже побывали такие программы, как «Русский Дом», документальное изследование о Царственных мучениках.

Если говорить о цифрах, то около 200 книг находятся на руках у прихожан. В неделю библиотеку посещает 40 – 50 человек. Если Петро-Павловский храм открыт, то значит, открыта и его библиотека.

 

Настоящие профессионалы

 

Все, кто хоть раз посещал праздничные или воскресные Богослужения в Петро-Павловском храме, не могли не запомнить великолепного пения расположившегося на высоком балконе хора. Сегодня церковный хор - это слаженный коллектив, состоящий в своей основе из  преподавателей Клинцовского педагогического училища. Костяк сегодняшнего профессионального хора сформировался два года назад.

Постоянные прихожане привыкли к тому высокому уровню певческой культуры, которая культивируется в храме последние годы. Постоянные прихожане, наверняка, вспомнят хоры прошлых лет. Кадровый вопрос в этом аспекте церковной жизни важен как нигде. Хороший хор это лицо чинной, благоговейной и молитвенной службы.

В середине 90-ых годов настоятель храма протоиерей Василий, если можно так выразиться, получил в наследство от отца Андрея любительский хор, состоявший из пожилых прихожанок. Певчих было много, хор пел на два клироса. Уровень мастерства был стабильным, но редко выходившим за границы обиходного пения. Время уносило одного за другим певца церковного хора. Обращение к профессионалам было с одной стороны вынужденным, а с другой стороны вполне логичным решением.

Регент хора Светлана Леонидовна Гаевая принимает участие во всех Богослужениях храма, в том числе и по будням. В субботу и воскресенье, а также в праздники  к ней присоединяется профессиональный хор.

Последнее достижение хора – освоение древнерусского знаменного распева. То, что певчие смогли постичь его довольно сложные для музыканта классической школы основы, говорит о том, что они всей душей ощутили собственную причастность многовековым традициям Богослужебного пения Православия. «Пришли в храм просто профессиональные певцы, а сегодня это живущие полноценной церковной жизнью Православные люди», - говорит отец Василий.

 

Благотворительная трапезная

 

Середину 90-ых годов для клинчан трудно назвать временем благополучным. Задержка жалования на городских предприятиях считалась нормой. Больше других страдали пенсионеры. В 1997 году выплата пенсий задерживалась на полгода. Людям преклонного возраста приходилось туго затягивать пояса.

В беседах с прихожанами настоятель храма отец Василий стал сталкиваться с тем, что пожилые люди сидят буквально на хлебе и воде, а то порой и вообще без хлеба. Церковь не могла не откликнуться на такую беду. В то время активно шла стройка, пищу ежедневно готовили для рабочих, для сторожей. Решено было увеличить объем приготавливаемой трапезы.

Практически каждый день за тарелкой супа, хлебом и чаем приходило 10 – 15 человек преклонного возраста. Хлебное приношение с панихидного стола расходилось на нужды благотворительной трапезы полностью и еще не хватало. С 1998 года бесплатные обеды для страждущих стали традицией приходской жизни.

Сегодня, когда материальное положение пенсионеров стало более стабильным, контингент посетителей благотворительной столовой при Петро-Павловском храме стал несколько другим. За порцией обеда приходят люди обездоленные, вследствие собственной ли безпечности, волею ли обстоятельств, попавшие в тяжелые жизненные обстоятельства. Куда еще человеку без крова податься, где получить поддержку как не в ограде храма. В среднем сегодня на обед приходит 3 – 4 человека. Трудно назвать такой день, когда бы не пришлось покормить ни одного обездоленного человека.

Исполняющие послушание здесь преданы своему служению. В столовой всегда порядок и чистота. Всегда имеется дежурное блюдо, хлеб. Труд свой здесь исполняют с любовью, снисхождением и терпимостью, что особенно важно. Желаем им помощи Божией в этом нелегком деле.

 

Часовня в колонии

 

Церковь никогда не оставалась в стороне от социального служения. Человеку, оступившемуся, нарушившему законы общества, оторванному от ближних, как никому нужно слово утешения и надежды. Его душа в одиночестве и стесненных условиях тоскует по Свету Евангелия.

В 1995 году, по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, во исполнение договора сотрудничества с Управлением исполнения наказаний Брянской области, в Клинцовской исправительной колонии ОБ – 21/6 была освящена молельная комната - часовня для Православных заключенных этого исправительного учреждения.

Все необходимое для Богослужений: подсвечники, лампады, иную утварь в часовню передал храм. В украшенной руками самих заключенных часовне проводятся таинства крещения, исповеди, причащения. За колонией закреплены два священника Клинцовского благочиния: иерей Владимир Пенязь и иерей Владимир Смирнов. Один раз в две недели, в четверг, священник навещает заключенных.

В прочие же дни, воскресенья,  праздники силами православных колонии совершается служение молебнов и акафистов. В довольно многочисленной колонии, а здесь содержится около 1500 человек, на каждом Богослужении часовня наполнена верующими до предела. К сожалению, более 50 человек молельное помещение вместить не может. Планы же постройки полноценного Православного храма на территории ОБ – 21/6 не покидают администрацию колонии уже давно. Проблема здесь – отсутствие средств.

Как средство духовного просвещения при часовне существует Православная библиотека. За эти 12 лет библиотека собрала в себе около 1000 томов. Книги духовного содержания здесь порой более востребованы, чем периодические издания или беллетристика.

В прошедшем 2006 году на территории Исправительной колонии во время посещения Епископа Брянского и Севского Феофилакта было получено благословение и построена малая звонница. По праздничным и воскресным дням над землей, огражденной колючей проволокой и охраняемой собаками и автоматчиками на вышках, можно слышать настоящий церковный благовест, напоминающий и о Страшном суде Христовом,  и о неизреченной Божией Милости, говорящей о том, что не праведников, но грешных пришел призвать Господь на покаяние.

Примечательный случай, произошедший в колонии во время одного из посещений Архиепископа Мелхиседека, вспоминает отец Василий: «Увидев шествующего Архипастыря, один из заключенных выскочил из строя и устремился к Владыке. Он хотел только первым получить личное благословение от Преосвященнейшего. С точки зрения порядка в колонии - небольшая дерзость. Владыка не отказал в благословении склонившегося перед ним с протянутыми руками заключенного. Прошли службы и встречи, делегация Епархии покинула колонию. Но каково было удивление этого заключенного, когда, опережая все сроки, прямо на следующий день из Брянска пришло постановление об его условно-досрочном освобождении. Это выглядело настоящим чудом не только для этого человека, но и для администрации колонии. Видно, угодна Богу была его евангельская дерзость».

 

Православное воинство

 

Отношения Петро-Павловского храма с Клинцовской воинской частью и с ее начальником С. В. Луневым сложились теплые и дружественные. Руководство части всегда радо видеть у себя клинцовских священников. Долгие годы практически на каждой присяге нового призыва присутствует священнослужитель. Призвать на воинов Божие благословение, произнести проповедь о сути служения Родине – это такой же долг священника, как исповедь страждущего.

С охотой руководство части отпускает солдат по воскресениям на Божественную Литургию в храм. Посещение Богослужений – для верующего потребность, это тот «хлеб насущный», который не заменит ничто. Верующий солдат – это солдат исполнительный и находчивый.

Священники Петропавловского храма - всегда желанные гости на мероприятиях по торжественному проводу клинцовских призывников в ряды Российской армии, которые проводит Администрация и Военкомат города. Священник, произносящий перед большой аудиторией напутствие ребятам, отправляющимся далеко от родного дома, и внимающие со слезами его словам люди свидетельствуют о служении Церкви за ее оградой.

В планах Петропавловского храма - организация катехизаторских курсов для солдат. Воинская часть в Клинцах немногочисленная, но создание там Православной часовни в перспективных планах сотрудничества священства и военных.

При самом же Петро-Павловском храме зарегистрирована Казачья община. Возрождение традиций прошлого проходит успешно. Перспективы развития у клинцовского казачества обширные.

 

Смиренный погост

 

Во времена Святой Руси и Великой России доброй христианской традицией было при каждом храме и монастыре иметь свое небольшое кладбище, уголок освященной земли, В советские времена кладбища утратили своей истинный смысл смиренного погоста, где верующий дожидается Трубного зова на воскресение для Страшного Суда.

Возродить традицию почитания усопших было призвано совместное решение Администрации Клинцовского района и Брянского Епархиального Управления о передаче участка земли в стороне Микрорайона № 3 вместе с возведенной на ней кладбищенской часовней Русской Православной Церкви в лице Петро-Павловского храма г. Клинцы.

Кладбище близ часовни, освященной Епископом Брянским и Севским Феофилактом в честь Воскресения Христова, стало первым в России имеющим статус юридического лица Православным кладбищем. Соблюдены все юридические нормы; и земля, и часовня полноправная собственность Православной церкви. На базе кладбища было создано малое предприятие, занимающееся изготовлением и установкой надгробий.

Память об усопших не должна исчезать из сознания народа. Даже если их имена уже не удастся возстановить для грядущих поколений. В память о всех пострадавших в годы безбожных гонений на Церковь, а также погибших в годы Великой Отечественной войны возле храма со стороны алтаря был установлен почти Поклонный Крест.

 

Явления милости Божией

 

Иконы святителя Николая с благоверной царицей Александрой и Касперовского образа Божией Матери являются чтимыми иконами  Петро-Павловского храма. Икона святителя  Николая и благоверной царицы Александры (небесных покровителей царствующего семейства) была пожертвована будущими царственными страстотерпцами к окончанию возведения и освящению смолевичского храма к 300-летию правления династии Романовых, к 1912 году при посредстве потомков Ивана Бороздны - крупных землевладельцев Черниговской губернии.

Появление образа в Клинцах нельзя назвать иным образом как чудесным. В 20-ые годы после закрытия храма в годы богоборчества одна из благочестивых местных жительниц, тогда еще совсем молодая девушка, забрала множество икон из храма себе домой. Верующий человек, она устроила у себя в доме молельную комнату, где находились иконы из закрытого храма, в том числе и образ святителя Николая.

Времена меняются, в 90-ые годы увеличивалось число ограблений с целью похитить иконы. А сама женщина приходила в преклонный возраст. Святыни безо всякой охраны оставались в ветхом частном доме.

Было просто долгом пастыря воспрепятствовать исчезновению икон. Нельзя было оставлять их в опасности. В 1997 году отец Василий приезжает в Смолевичи и просит хранительницу иконы передать ее под защиту в храм. Женщина отказывается, но не знает, что ее ждет далее. Как не назвать попущением Божиим тот факт, что вскоре множество икон из дома пропадают. Молельная комната разграблена. Женщина рыдает, переживает и горюет все село. Кажется, что следы пропажи утрачены…

Промыслительными были обстоятельства нового обретения иконы. Гулявшие на берегу реки дети заметили подраненную куропатку и погнались за ней. Птица попыталась скрыться в камышах, нырнула в залежи сухой соломы. В куче веток и песка, куда, казалось, нырнула куропатка, дети заметили угол иконы. Они позвали взрослых. Велико было удивление, когда в куче мусора находилась одна именно эта икона. Большой делегацией жители Смолевич привезли образ в Петро-Павловский храм.

Дальнейшая история пребывания иконы святителя Николая и благоверной царицы Александры в храме полна чудесными событиями. После первого молебна у иконы стали обнаруживаться милосердные дары Божьи через нее подаваемые. Особенно икона помогала при болезнях зрения. Казалось, четкий медицинский диагноз – необратимые ухудшения зрения. А после усердной молитвы и промазывания маслом – исцеление, не поддающееся научному объяснению.

Особенной же радостью для храма было, когда с Афона сюда была доставлена маленькая частичка мощей самого святителя Николая. Сейчас она вставлена в икону. Словно сам Святой вместе с Царственными мучениками позаботился обо всех нас.

Касперовская икона Божией Матери существует  в Петро-Павловском храме с самого момента его основания в 40-ых годах 19 века. Еще в дореволюционные годы она за многие благодеяния обрела позолоченную ризу. Промыслительным чудесным образом она была сохранена в годы лихолетий. Помогает она православному люду Клинцов и сейчас. Стоит посмотреть на обилие наперсных крестиков и образков из драгоценных металлов, оставленных прихожанами храма на иконе в знак благодарения за милости Господни, изливающиеся через нее. Особенно усердно молятся перед иконой будущие студенты – абитуриенты престижных вузов. Никогда Божия Матерь не оставляла без помощи молитвы о добрых начинаниях.

 

Будни и праздники

 

Ежедневно в храме совершается Божественная Литургия, на которой каждый может стать причастником Святых Христовых Таин. Не один день не обходится без По просьбам прихожан священники храма совершают заупокойные Богослужений, чтение акафистов и пение молебнов.

Не оставляет без своего участия храм и общеепархиальные проекты и начинания. Духовенство сразу поддержало почин постройки в Брянске нового главного храма области. В храме был организован сбор средств на постройку Собора Святой Троицы.

Хоть основные финансовые проблемы позади, храм ощущает необходимость в пожертвованиях на его дальнейшее обустройство и украшение. Призываем по мере сил участвовать в возрождении этой Твердыни Православия на Клинцовской земле.

 

Петро-Павловский храм

243 140 г. Брянская обл. г. Клинцы

ул. Октябрьская, 40

ИНН 3203003309; КПП 320301001

Р/с 40703810408120100154

Кор. счет 30101810400000000601

Бик 041501601

Отд. СБ РФ № 1563 г. Клинцы

Брянское ОСБ № 8605 г. Брянск

тел. 4 – 22 - 15

 

Список использованной литературы

 

1. История Черниговской епархии – СПб, 1911

4. М. Черный «Клинцы и клинчане» - Брянск, 1994

5. В. Кровко «Клинцам – 300 лет» - Клинцы, 2005

6. «Клинцовский летописец». Книга 1. – Клинцы, 2004

7. Б.М. Петров «Долгая дорога к храму» - Клинцовская газета «Труд», 2004

8. Б.М. Петров «Певец правды и добра» - Православная газета «Правило Веры», 2000

 

 (материал подготовил А.А. Прянишников)

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru