Темные начала
- Отец Андрей, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от произведения Пулмана "Темные начала".
- Перед нами откровенно сатанинская сказка. Достаточно открыть последнюю страницу последнего из томов, где описывается, как дети прощаются друг с другом и расходятся по своим мирам. На прощание они подводят итоги:"С царством - с небесным царством - покончено, его больше не существует... Что мы построим? - Небесную республику". Совершенно с таким же пафосом написана и сказочка Пулмана. Поражает, что откровенно антихристианский автор, который в своих многочисленных интервью признавался во всецелой ненависти ко всему, что связано с Библией, не обратил на себя внимание наших православных публицистов, которые исследовали сатанинские корни в "Гарри Поттере" – и, кстати, совершенно напрасно. Напомню, что уже после выхода окончательной - седьмой - сказки о Гарри Поттере ее автор призналась, что она сама католичка и что она с самого начала знала, что у сказки будет евангельская развязка. Она при этом сказала, что специально прятала свою веру, чтобы не отпугнуть детей.
Здесь возникает вопрос о том, в каком обществе мы живем, если писательница-христианка должна прятать свои религиозные убеждения, а, сатанист может ими бравировать?!
- А что Вы можете сказать о самом фильме?
- У фильма ("Золотой компас" снят по первой книге - "Северное сияние") есть важный нюанс: главный враг детей и в книге, и в фильме - это Церковь («Магистериум»), но в фильме у Церкви, с которой борются дети, откровенно православные признаки. Разрушаемый по ходу действия храм подчеркнуто православный, с вологодскими фресками и иконами. Не менее характерна и еще одна киношная правка: по книге среди союзников Церкви, а значит, врагов "всего хорошего" оказывается некий народ тартар, живущий в Сибири. Причем в книге старательно разделяются «Московия» и «Сибирь». В фильме же эти гнусные тартары, сражающиеся против, понятное дело, добрых ведьм, говорят по-русски.
Перед нами чрезвычайно яркий пример откровенной антиправославной и русофобской пропаганды в западном мире (превзошедший даже пьяного космонавта в ушанке из «Армагеддона»). Хотя бы поэтому эпизоды «Золотого компаса» имеет смысл показывать даже на уроках, предупреждая детей о том, как делается антироссийский черный пиар в современном западном мире.
И все же самая большая для меня неожиданность книги - это презрительное отношение автора к самим детям. В мифе, который выстраивает Пулман, дети - это недочеловеки. Пока в них не происходит половое взросление, пока не начинает в них бурлить страсть, до той поры дети ничем не отличаются от "рыболовных сетей", «навеса», "вечернего костра" и так далее (это прямо утверждается в «Янтарном телескопе»).
портал "Интерфакс-Религия", интервью дано в сокращении
|