Дух Святой Руси Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

13 февраля 8 года Версия для печати

Дух Святой Руси

Увеличить изображение

 1.

 

Новодевичий монастырь расположен в излучине Москвы-реки, территориально к западу от главной святыни города Московского кремля. Основана обитель в 1524 году Василием III в память о возвращении России Смоленских земель, отчего также называется Богородице-Смоленским. В 1514 г Русские войска возвратили в состав России древний город Смоленск, более 100 лет находившийся под властью Польско-Литовского государства, и это событие было ознаменовано по воле тогдашнего князя Василия третьего, отца Ивана Грозного, основанием в Подмосковье женского (девичьего) монастыря

В отличие от уже существовавшего в Москве на Остожье Девичьего монастыря он стал именоваться “Новый девичий”. Как основатель монастыря великий князь Василий третий, так и его сын Иван Грозный и другие цари, а также бояре проявляли большую заинтересованность в Новодевичьем монастыре, оказывали материальную поддержку. Этот особый интерес царей и бояр вызывался тем, что монахинями его были, как правило, представительницы высшей феодальной знати, царские и боярские родственницы в их числе члены семьи Ивана Грозного.

Во второй половине XVI в и XVII веке Новодевичий монастырь играл заметную роль в политической и военной жизни Москвы. Он пережил два набега Крымских татар на Москву – хана Дивлет Гирея (1571г) и хана Козы Гирея (1591г). При первом набеге он был сожжен дотла, а при втором, наряду с Симоновым монастырем, был подготовлен к обороне, имел гарнизон, возглавляемый воеводой Ю. И. Вельяминовым, но с врагом не соприкасался – защитники Москвы не допустили тогда татар в этот район Подмосковья.

Новодевичий монастырь был свидетелем важных политических и исторических событий в России. Например, в 1598 году здесь принял избрание на царство Борис Годунов. В монастыре испокон принимали постриг только знатные женщины – представительницы царской семьи и боярских родов. Если смотреть на историю Руси взглядом светских историков, то для многих из них он стал темницей. Но традиции Святой Руси порой не понятны тезоименитому разуму.

Еще до 1689 года, когда в обитель по приказу Петра I была заточена царевна Софья, отречение от мира  как свой жизненный выбор  в Новодевичьем приняли множество знатных жительниц тогдашней Москвы.

В 1698 году опальная царевна Евдокия Лопухина была пострижена здесь в монахини и сослана в город Суздаль. В 1727 году Петр II позволил ей вернуться в палаты Новодевичего монастыря. Позже эти палаты получили название Лопухинский корпус. Это история уж из новых времен.

 

2.

 

В архитектурном плане монастырь представляет собой ансамбль из 14 зданий XVI-XVII вв. различного назначения: здесь крепостные башни, жилые и хозяйственные постройки, колокольня и церкви. Центром обители является пятиглавый Смоленский собор. В интерьере хорошо сохранились фрески 16 века. Собор был возведен по подобию Успенского собора в Москве. Росписи столь же величественны, могучи. Дух захватывает от высоких сводов, покрытых сдержанной теплой цветовой гаммы росписями. Фотографировать нельзя даже за деньги, на каждом углу – старушки смотрительницы. Но зато за 100 рублей в киоске можно купить прекрасно изданный альбом с фотографиями всех красот собора.

Другой выдающийся памятник архитектуры – шестиярусная колокольня в так называемом «нарышкинском» стиле. Она видна издалека. Вход туда закрыт. Стены из красного кирпича, украшенные ажурными завершениями, возведены при Борисе Годунове.

«… смотри, ограда, кровли,

Все яруса соборной колокольни,

Главы церквей и самыя кресты

Унизаны народом…»

Это так писал о монастыре Пушкин в драме «Борис Годунов», живописуя события избрания того на царство.

Во время войны 1812 года обитель была захвачена французами. Французы хотели разрушить храмы. Согласно легенде монастырь уцелел благодаря монахине, которая успела потушить фитиля, идущие к пороховым складам. В XIX веке монастырь утрачивает статус придворной или как бы сейчас сказали  VIP-статус. Новодевичий монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных Земским судом за неверие или за уклонение от церковных обрядов.
Новодевичий как монастырь был упразднен с приходом власти большевиков. В 1922 году в обители открывается музей, в котором представлено большое количество русских икон, ювелирные украшения. Все экспозиции действуют и сегодня. Больше всего понравилась выставка церковных облачений, сделанная так, словно по залу за стеклом идет большой крестный ход из людей-невидимок. В другой зал перенесены и смонтированы личные молебные иконы каждой из царственных обительниц монастыря.

В 1994 году Новодевичий Женский монастырь был возрожден. Можно увидеть сестер-монашек, исполняющих послушание. Действует благотворительная столовая для неимущих – тарелка супа, хлеб, чай – бесплатные. Близ Успенской церкви находится захоронение недавно представившейся в 1999 году первой после открытия игуменьи обители – Серафимы.

 

3.

 

Возле входа в собор располагается захоронение святой Елены Московской – первой игуменьи Новодевичьего монастыря. На время настоятельства матушки Елены Девочкиной (1525—1547 гг.) пришлись, наверное, самые трудные первые 22 года существования монастыря и обустройства в его стенах монашеской общины. Не случайно, что ее имя сохранилось не только в официальных документах, но и в монастырских преданиях. Игумения Елена умерла в 1547 г. Позже в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита, сохранившаяся до наших дней. В настоящее время, после уничтожения монастырского кладбища и перепланировки всей территории в конце 20-х — начале 30-х годов XX в. могильный камень с именем игуменьи Елены лишь приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения. "Година Олене Девочкине, первой начальной строителю", "память старице Елены Девочкине, первоначальной во обители пречистые Богородицы" и ее роду были записаны для поминания в монастыре во "Вкладной книге 1674—1675 (7183) года Московского Новодевичьего монастыря" и в Синодике 1705 года.
В эти же монастырские книги, кроме игуменьи Елены, для поминания на дни поминовений были внесены имена игумений: Евникии (1556—1573 гг.), Стефаниды (1574—1586 гг.), Евдокии (Чулковой; 1597-1602 гг.), Домники (1605—1612 гг.), Анфисы (1630—1651 гг.), Мелании (1656-1682 гг.), Олимпиады (Каховской; 1718 —1738 гг.), Анастасии (Галекеевской; 1738-1746 гг.) и Иннокентии (Келпинской; 1746 —1771 гг.).

Близ южной стены Смоленского собора находятся гробницы царевен – сестер Петра I: Софьи, Евдокии и Екатерины. На территории монастыря вокруг собора – старинное кладбище с мемориальными могилами. Здесь захоронены: богослов С. П. Трубецкой, поэты Д.В. Давыдов и Н. А. Плещеев, историки А. Н. Муравьев и С. М. Соловьев. На территории устроен Некрополь, а за Южной оградой расположено знаменитое кладбище. На Новодевичьем кладбище похоронено множество деятелей науки, литературы, искусства, государственные деятели. Среди них: В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, С. И. Вавилов, Н. В. Гоголь А. П. Чехов, В. А. Серов, И. И. Левитан, И. М. Сеченов. Скромная могила замечательного православного художника Михаила Нестерова. Простые кресты пока стоят на могилах Б. Ельцина и М. Растроповича.




 

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru