Крест воздвизается днесь Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

12 сентября 2007 года Версия для печати

Крест воздвизается днесь

“Скульптура - это икона для улицы, которая может стоять под открытым небом”. Так выражает отношение к основной идее своего искусства скульптор Александр Смирнов. А искусство его вот уже в течение 20 лет посвящено духовной теме. Его философия раскрывается в пластическом воплощении святых и подвижников, в работах библейского цикла, в произведениях-притчах, образах гибели и возрождения, кары и покаяния, добра и зла, в скульптурных изображениях людей, ищущих пути к Богу, к праведности и духовному очищению.

Характерны сюжеты и названия работ скульптора. Это целая галерея образов, раскрывающих многоразличный спектр взаимоотношений человека с Творцом. В этой галерее можно встретить буквально всех персонажей-носителей какой-либо конкретной религиозной темы или идеи. Среди них - монах и ангел, грешник и отшельник, искушаемый и спасенный, схимник и аскет, столпник и паломник, старец-печальник и бабушка-причастница, мытарства и благодать. Но автор не манипулирует произвольно этими понятиями и образами, не делает их эффектными предметами изобразительной моды и коммерции. Он неразрывен с ними и един в своем православном самосознании, в скромных, но очевидных задачах собственного духовного совершенствования. Наконец, в профессиональном становлении себя как скульптора, избравшего совершенно конкретный и особый путь в искусстве, нашедшего свою заветную - “сакральную” тему. После 17-го года XX века в родном искусстве религиозная тема возникала очень редко - либо в виде опасного курьеза, либо в статусе негласной привилегии. И только после перестроечных катаклизмов обозначился настоящий бум религиозности и духовности в русском искусстве. Как и всякий бум, он проявлялся в основном во внешних признаках, в чисто ритуальных воплощениях. Немногие художники и в профессиональном и в мировоззренческом плане слились с сакральной темой, сделались ее проводниками и толкователями. Толкование традиционных православных образов в творчестве Александра Смирнова связано, в общих чертах, с современным пластическим осмыслением древнерусской иконописи, деревянной скульптуры, народного примитива, мелкой церковной пластики. Заметны также его увлечения античностью, европейским барокко и, быть может, подсознательное влияние на художника всей авангардной пластики XX века. Иначе откуда этот острый интерес к очевидным и скрытым возможностям материала, взаимодействию фактуры и цвета, к сложной и одновременно обобщенной конструкции, к выразительности внутреннего жеста при обманчивой статичной цельности?

В1975 году – А. Смирнов закончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В1980 - начал заниматься скульптурой. Живет и работает в Москве.

Наиболее полно и органично творческий потенциал скульптора, его философия раскрылись в работах библейского цикла, мотивы и образы которого поднимают важные нравственные проблемы современности.

Работы художника находятся: в Государственном собрании Министерства культуры России, Союзе художников России, Тверской картинной галерее, Мурманском художественном музее, Якутском музее изобразительных искусств, Калининградской художественной галерее, Рязанском художественном музее, Государственном литературном музее в Москве, Центральном музее Великой Отечественной войны, в частных коллекциях России, Франции, США, Германии и Италии. Монументальные работы установлены в Москве, Нижнем Новгороде и Твери.

В 1975 году окончил МГУ, получил совершенно не относящуюся к искусству профессию. Но уже через пять лет, в довольно зрелом тридцатилетнем возрасте, он как бы отринул от себя все лишнее, несущественное и стал увлеченно заниматься скульптурой. Шесть лет обучался навыкам ваяния в мастерской О. Д. Яновского. Интересно отметить, что в течение последних 15 лет Александр Алексеевич сам руководит скульптурной мастерской в Московском дворце творчества детей и юношества. Первые успешные работы Смирнова - портреты Рахманинова, Чайковского, Пушкина, Гоголя, Андрея Рублева - не только обеспечили ему право вступления в Союз художников России и Московское объединение скульпторов, но, главное, - указали перспективу дальнейшего развития в направлении религиозной тематики. Путь лежал прямой и четкий: от образов деятелей русской культуры - к галерее подвижников, духовных пастырей. Среди них признанные удачи - такие станковые и монументальные произведения мастера, как “Патриарх Тихон”, “Никола Мокрый”, “Александр Невский”, “Борис и Глеб”, “Серафим Саровский”, “Благоверный Великий князь Георгий Всеволодович” (проект памятника для Нижнего Новгорода).

Список произведений высокого уровня можно продолжить. Тем более, его продолжит еще сам автор своими будущими работами. А пока Александр Алексеевич Смирнов сдержанно относится к своим поискам и открытиям в решении избранной темы, объясняя, что создает еще только “светскую скульптуру на религиозную тематику”, которая звучит “как молитва своими словами”.

 

 

 

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru