
8 ноября (26 октября по старому
стилю) православная церковь чтит память великомученика
Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия
Солунского совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская)
родительская суббота.
У
Димитриевской родительской субботы многовековая история. Этот день поминовения
усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия
Донского и по благословению преподобного
Сергия Радонежского. После битвы на Куликовом поле (8) 16 сентября 1380 года
Дмитрий Донской, одержав
победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил
Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение
православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить
поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия
Солунского. Предложение великого князя было принято, потому что победа,
доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов —
утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния. Первоначально
поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С
годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только
воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда
проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды,
устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали. Димитриевская суббота несет
в себе еще особый смысл — установленная после Куликовской битвы, она напоминает
о всех погибших и пострадавших за Православие.
2
ноября в с. Луговец Мглинского района священник Пётр Климчук отслужил панихиду.
Многие жители села собрались у стен разрушающегося храма во имя Святителя Николая Чудотворца,
чтобы вознести поминальные молитвы за своих близких и всех «от века
преставльшихся православных христиан». Наши молитвы необходимы умершим. Ведь окончившие свой земной путь,
сами они уже не могут ни прибавить благих дел, ни покаяться в грехах, ни
упросить Господа. Зато мы можем просить для них милости, просить упокоить их, «яко
не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедание дерзнут
принести Тебе: но мы живые благословим Тя и молим и жертвы приносим Тебе о
душах их».
|