«Лествица» на небо Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

10 февраля 2008 года Версия для печати

«Лествица» на небо

Увеличить изображение

«Лествица» на небо

 

День за днем с карандашом в руках, день за днем, зачастую просто принуждая себя, я неспешно перечитывал сокровищницу аскетического опыта «Книгу, именуемую Скрижали духовныя» прп. Иоанна схоластика, игумена святой горы Синайской. Книгу более известную в православном мире как «Лествица».

 

30 ступеней к бесстрастию

 

«Это – систематическое описание нормального монашеского  пути, по ступеням духовного совершенства. – Пишет о «Лествице» историк Церкви о. Георгий Флоровский. – Основное здесь система, идея закономерной последовательности в подвиге». В предисловии к книге указано: «Преподобный отец премудро разсудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнем по плоти; ибо в образ тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства». А как оканчивает «Лествицу» прп. Иоанн: «Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей лествице; ибо любовь есть Бог».

Слово первое, как первую ступень и первый шаг на пути к духовному совершенству Христа прп. Иоанн посвящает отречению от мирской жизни. Лествичник, вслед за другими, более ранними святыми отцами разделяет окружающий мир на два «града». Он нелицемерно проводит черту разделения между мирским и божественным. Вот данное им определение мирского, безбожного человека:«Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни оной, и о Творце своем присносущем промышляющее, как о несуществующем». Монах, а под этим словом можно понимать всех, стремящихся к Богу, ибо духовную брань должны вести все христиане, же есть: «понуждение естества и неослабное хранение чувств».

Игумен Иоанн в первом же слове ставит задачи для всех духовных сил человека. Передстоящая духовная борьба должна вестись: «Доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, через простоту, глубокое безгневие и прилежание не сделается целомудренным и люборасмотрительным». В заключение описания первой степени он добавляет кратное резюме: «Вступивший на нее не обращайся вспять».

Два следующих коротких слова «О беспристрастии» и «О странничестве» содержат массу основополагающих аскетических истин: «Господь всех пребывающих в мири и живых назвал метвыми…»; «Первое есть отречение от всех вещей, и человеков, и родителей…»; «Понуждать себя удаляться от всякого наслаждения и лукавства…». Странничество он называет: «хотение уничижения, желание тесноты». Добродетель странничества заключается в том, что «Странник есть тот, кто избегает всякой привязанности, как к родным, так и к чужим». Игумен Синайский предупреждает христиан от общения с людьми, несущими в себе мирской дух.

 

Делание спасения

 

Самая длинная из всех глав «Лествицы» - глава о послушании. Поражаешься меткости и образности тех фраз, которые находит Преподобный для описания этого спасительного средства к спасению: «Послушание есть беспечалие в бедах, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих…». В этом слове, как и в других святой Иоанн вставляет бытовые истории, непосредственным свидетелем или участником которых он оказался. В «О разбойнике покаявшемся» он рассказывает о происходившем в одном из монастырей публичном покаянии, духовном видении настоятеля этого монастыря и последовавшем за этим монашеском постриге. Насколько глубок опыт Лествичника! Говоря о дьявольском промысле в отношении прибывающих в послушании, он указывает: «Ибо он (дьявол – авт.)не попускает им разуметь, что часто промыслительное отнятие мнимых наших духовных благ бывает для нас причиною глубочайшего смиренномудрия». Поистине так, сколько мнимых благ мы признаем за истинные…

Каким точным выглядит такое, например, наблюдение: «Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву; а если дела служения легки, то отбегают молитвы как от огня».

Покаяние прп. Иоанн назвает: «примирение с Господом через совершение благих дел, противным прежним грехам». И тут сам невольно задаешь себе вопрос: «А не враждую ли я сам с Богом? Положил ли я сам начало своему покаянию?». Повинуясь заповеди излечивать грех противоположным, умерщвляю ли я плоть, «как она нас умертвила»?

Вот живое дыхание покаяния. Прочитаем, как каялись подвижники: «Одни молились о том, чтобы впасть в беснование; другие просили Господа наказать их проказою; иные желали лишиться зрения…». Но какова хитрость бесов: «Прежде падения нашего бесы представляют Бога человеколюбивым, а после падения жестоким».

Книга полна практических советов, ведь она написана всецело из личного опыта. Понимаешь взаимосвязь всех движений души, когда читаешь:«Живая память смерти пресекает невоздержание в пище…» или многие другие жемчужины духа, взывающего к Богу.

 

Разговор с нематериальным

 

Центральная часть книги посвящена стяжаниям добродетелей, каждая из которыз становится ступенькой к бытию с Богом. И почти каждая глава заканчивается мысленным собеседованием с словно одевшейся во плоть той или иной страстью. Так писатель обращается, например, к страсти гнева: «Скажи нам, безумная страсть, название отца твоего… В ответ на это гнев говорит нам: «Матери мои суть: тчеславие, сребролюбие, объядение, а иногда бывает и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда и самооправдание». Словно телесные предстают и другие пагубные страсти: «Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и себя выставлять».

Как сатирически озаглавлено слово 14: «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве»! Прекрасный практический совет, который хорошо бы взять всем на вооружение: «Отсечем же прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую». Главный вред – булки и горы макарон, затем – острое и кислое, а затем и деликатесы.

 

К свету

 

Самое длинное слово в «Лествице» это слово «О нетленной чистоте и целомудрии». Смердение грехов уходит в сторону. Преподобный предлагает нам четкие цели и горизонты. «Поистине блажен тот, кто стяжал совершенную нечуствительность ко всякому телу, виду и красоте». Для подвижника появляется надежда, о которой так много сказано в последнем слове «О союзе троицы добродетелей»:«Надежда есть обогащение невидимым богатством».

Как глубоко знал человеческую природу Лествичник: «Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы». «Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник. Стяжавший любовь, расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает».

Смиренномудрие – это отблеск Солнца, имя которому Бог. «Солнце освещает все видимые твари, а смирение утверждает все разумные действия». Вот каков идеал христианина: «… нестяжательность, уклонение от мира, утаение своей мудрости, простота речи, скрытие благородия, изгнание дерзновения, удаление многословия…»

Слова 27 и 28 посвящены безмолвию и молитве. «Устроение твое покажет молитва; ибо богословы утверждают, что молитва есть зеркало иноков», - говорит игумен Иоанн. Стяжавший чистую правильную молитву находится в одном шаге от венца всех добродетелей – бесстрастия.

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем!» - заканчивает последнее 30-ое слово прп. Иоанн.

 

А. Прянишников

 

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru