Восток и запад Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

7 февраля 2007 года Версия для печати

Восток и запад

Увеличить изображение

 

Кажется, нельзя найти двух более непохожих духовных писателей, чем блаженный Августин епископ Иппонинийский (354 – 430) и преподобный Максим Исповедник (580 – 662). Книги, написанные этими светильниками Православия, а именно «О граде Божием» и «Мистагогия» отличаются и по методу подачи информации и по обозреваемому в них материалу, и даже по своему объему.

Отличается и путь каждого из этих духовных писателей к Господу. Католическое богословие считает блаженного Августина полностью «своим». И на первый взгляд жизнь его, образ покаяния и стиль его трудов очень похожи на образ жизни современного западного человека. Приведем цитату из «Исповеди», созданной святым: «В шестнадцатилетнем возрасте своем, прервав по домашним обстоятельствам школьные занятия, жил я вместе с родителями на досуге, ничего не делая, и колючая чаща моих похотей разрослась выше головы моей; не было руки выкорчевать ее. Наоборот, когда отец мой увидел в бане, что я мужаю, что я уже в одежде юношеской тревоги, он радостно сообщил об этом матери, словно уже мечтал о будущих внуках, радуясь опьянению, в котором этот мир забывает Тебя, Создателя своего, и вместо Тебя любит творение Твое, упиваясь невидимым вином извращенной, клонящейся вниз воли».

«Любовь, понимаемая в последнем основании, есть мировая гармония, космическая связь между человеком и Божеством. Ее последнее назначение – есть восстановление разделенной природы человека, воссоединение разрозненного человечества, примирение посюсторонней жизни с потусторонней, неба и земли, людей и небожителей. В этом смысле значение любви велико, но в этом смысле она теряет не только свое этическое, но и мистически-эмоциональное содержание и превращается в какой-то amor Dei intellectualis, который столько же может быть назван любовью, сколько и мистическим гносисом» - вот как пишут об учении прп. Максима современные ученые.

Баженный Августин большую часть своей жизни провел в сане епископа. Святой Максим не имел даже и священнического чина. В документах церковных собраний, на которых он отстаивал догматы истины, называют его просто «монахом». Блаженный.Августин не был мучим и телом за Христа не пострадал. Но каков был путь преподобного Максима?

Вот как написано в его житии: «Беззаконный мучитель прежде всего, обнажив Святого старца, и повергнув его на землю, велел бить его острыми воловьими жилами, не устыдившись ни старости его, ни почтенного вида, ни умиляясь видом его тела, измождённого постническими подвигами. Святого били так жестоко, что земля обагрилась его кровью, а тело его было настолько иссечено, что не оставалось у него ни одного неповреждённого места. Однако, не сжалились над ним жестокосердные мучители, а пришли ещё в большее озлобление. Извлекли его богоглаголивый язык, исторгавший реки премудрых учений и потоплявший еретические умствования, глубоко, у самой гортани, отрезали без всякого милосердия и таким образом хотели наложить молчание на благословляющие уста Святого». Страдал святой не от язычников, а от людей, мнящих себя христианами.

Довольно большая часть сочинения «О граде Божием»  посвящена развенчанию мелких деталей древнегреческих и древнеримских мифов. В его епархии и в его эпоху язычество было еще очень сильно. Епископство как институт общества еще не стало «буфером» (термин современного богослова А. Лоргуса) в непростом укладе жизни Византии. Из 107 византийских государей (в период 395 – 1453) только 34 умерли собственной смертью, а 8 пали на войне. Остальные становились жертвами внутренних гражданских войн. Жизнь там была неспокойная.

Английскому писателю Р. Киплингу принадлежит фраза: «Восток – есть восток, а запад – есть запад, и им не встретиться никогда». Полная чепуха! Противоречия придумали люди, для того, чтобы упростить себе жизнь. Для Бога нет ни востока, ни запада, как нет «ни иудея, не эллина». Вселенская православная церковь живущим в ней Святым Духом примиряет любые человеческие противоречия для тех, кто устремлен ко Христу, кто есть Жизнь вечная и Спасение.

Чтение творений этих отцов вразумляет человека к истинному богопознанию, благочестивой свободе мысли, отсеиванию стереотипов и прочих плевел. Святые, когда мы читаем их творения, предстоят Престолу Господню и молятся за нас. Молитвами их, Господи, помилуй нас!

 

О. Вечорко, на иконе - бл. Августин, епископ Ипонийский

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru