размышления у книжной полки
Еще в школе на уроках биологии, когда учительница с энтузиазмом рассказывала о теории Дарвина, мне, откровенно говоря, было просто смешны слова о том, что «человек произошел от обезьяны». Но и суждения о том, что мир был сотворен именно 5508 лет до Рождества Христова, всегда вызывали у меня сомнения.
Ведущий современный богослов о. Андрей в преломлении к современному состоянию науки представляет вниманию читателя цитаты из святых отцов и богословов 20 века. А эрудиции его можно только позавидовать. Кажется, что сам Господь его устами и его пером борется с мраком ложных представлений.
Первое, что меня потрясло в книге, были мысли о. Андрея о месте нахождения Эдема – рая наших прародителей. Рай не был всей вселенной, а отдельным локальным местом, расположенным в конкретном месте. Было ли это место между реками Тигром и Евфратом, или еще где-то не столь важно. Бог поместил Адама с супругой в это место с целью защитить его от уже тогда существовавших смертных сил природы. Не зря ведь сказано Господом: «Аще согрешишь - смертию умрешь».
Это сказано на первых страницах Писания. На то это и первые страницы, чтобы на них сказать самое главное. Господь создал вселенную, дал импульс, как бы сейчас сказали «запустил механизм». Природа сама участвовала в исполнении творческого замысла Господа, но только при создании человека участие природы было меньшим. Ведь очень много в человеке именно Божественного, нетварного. Вспомним цитату из Антония Великого, которую толкует другой замечательный богослов свт. Феофан Затворник: «…По святому Антонию, - пишет святитель Феофан, - душа наша одного ранга с душою животных. Что нас отличает, это есть ум, что я называю дух». «Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душою животной. В сию душу вдунут дух – Божий дух, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать и вкушать. Сей дух, соединяясь с душой животного, поднял ее над душой животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет, как у животных, до смышленности». Вот эти слова мне дали словно оружие на тех православных, которые прикрываясь ложной «святой простотой», выступают против силы человеческого разума. А ведь бывало не раз слышать упреки в высокомерии вроде: «Иш ты какой умный!».
Так почему же дарвинизм продолжает оставаться в сознании людей антагонизмом православного представления о сотворении мира. Дарвинизм остается как бы козырной картой в руках врагов церкви. Почему же порой православные боятся разговора о дарвиновской обезьяне как «бес ладана»?
Отец Андрей приводит учение святителя Григория Нисского о различии генезиса тела и души в человеке. По святому Григорию Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего. Слепить означает использовать прежде уже созданную материю. Господь, творя человеческое тело, использует некий бывший праматериал, а внутреннего человека, то есть человеческую душу, Господь сотворил.
«Из чего же Бог слепил человеческое тело? Что это за земля, о которой идет речь? В Библии мы не найдем определенного ответа, ведь на языке Библии землей называется все происшедшее из земли, и о человеческом теле также можно сказать, что это земля: «земля еси и в землю отидеши». Мы не можем однозначно ответить на вопрос о том, какова была степень внутренней организации той земли, материи, которой коснулся Господь, чтобы переоформить ее в человека. Но поскольку даже человеческое тело можно назвать землей, дозволительно думать, что словом “земля” библейского рассказа о творении человека было обозначено тело уже живое, живущее, не просто ошметок глины, а земля, ранее преображенная творческим действием Бога». Конечно, это очень сложно делать конкретные выводы. Но почему бы не быть обезьяне этим «праматериалом»?
Дьякон Андрей обращается к разбору другой крайности – креационизма, наполненного буквоедским понимаем творения мира. Нельзя ставить процесс сотворения мира в рамки нынешнего время - и лето - исчисления. Ясно, что 6 дней творения нельзя привязать к земным суткам. Но мне нравятся более пространные рассуждения о человеческой природе, и тут эрудиция о. Андрея всеобъемлюща.
Очень мне понравилась цитата, приведенная о. Андреем, призывающая быть православными по сути своей. Это слова Григория Синаита: «Предел православия - есть чисто ведати два догмата веры: Троицу и Двоицу: Троицу неслиянную и нераздельную созерцать и ведать; Двоицу - два естества во Христе во едином Лице исповедать». Вот что добавляет о. Андрей: «Увы, сегодня в сознании многих церковных людей признаки православия весьма сместились, и за критерии православности теперь принимаются отношения к тем или иным частностям церковной жизни (календарь, богослужебный язык, монархизм, неприятие теории эволюции)». А ведь не раз мне приходилось слышать о том, что православному обязательно быть монархистом, антиэволюционистом, антисемитом и компьютеро – теле - ненавистником…
Будем же больше говорить и думать о Христе, нежели об антихристе, рассуждать о «Шестодневе», а не о «Происхождении видов», о спасительных таинствах Церкви, а не о ее проблемах, о свободном человеке, а не лишенной воли обезьяне.
р. Б. Димитрий
|