Нас сотворил Господь Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

10 сентября 2007 года Версия для печати

Нас сотворил Господь

Увеличить изображение

размышления у книжной полки

  

Еще в школе на уроках биологии, когда учительница с энтузиазмом рассказывала о теории Дарвина, мне, откровенно говоря, было просто смешны слова о том, что  «человек произошел от обезьяны». Но и суждения о том, что мир был сотворен именно 5508 лет до Рождества Христова, всегда вызывали у меня сомнения.

Ведущий современный богослов о. Андрей в преломлении к современному состоянию науки представляет вниманию читателя цитаты из святых отцов и богословов 20 века. А эрудиции его можно только позавидовать. Кажется, что сам Господь его устами и его пером борется с мраком ложных представлений.

Первое, что меня потрясло в книге, были мысли о. Андрея о месте нахождения Эдема – рая наших прародителей. Рай не был всей вселенной, а отдельным локальным местом, расположенным в конкретном месте. Было ли это место между реками Тигром и Евфратом, или еще где-то не столь важно. Бог поместил Адама с супругой в это место с целью защитить его от уже тогда существовавших смертных сил природы. Не зря ведь сказано Господом: «Аще согрешишь - смертию умрешь».

Это сказано на первых страницах Писания. На то это и первые страницы, чтобы на них сказать самое главное. Господь создал вселенную, дал импульс, как бы сейчас сказали «запустил механизм». Природа сама участвовала в исполнении творческого замысла Господа, но только при создании человека участие природы было меньшим. Ведь очень много в человеке именно Божественного, нетварного.  Вспомним цитату из Антония Великого, которую толкует другой замечательный богослов свт. Феофан Затворник: «…По святому Антонию, - пишет святитель Феофан, - душа наша одного ранга с душою животных. Что нас отличает, это есть ум, что я называю дух». «Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душою животной. В сию душу вдунут дух – Божий дух, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать и  вкушать. Сей дух, соединяясь с душой животного, поднял ее над душой животных на целую стадию, и  видим в человеке, что до известной степени у него все идет, как у животных, до смышленности». Вот эти слова мне дали словно оружие на тех православных, которые прикрываясь ложной «святой простотой», выступают против силы человеческого разума. А ведь бывало не раз слышать упреки в высокомерии вроде: «Иш ты какой умный!». 

Так почему же дарвинизм продолжает оставаться в сознании людей антагонизмом православного представления о сотворении мира. Дарвинизм остается как бы козырной картой в руках врагов церкви. Почему же порой православные боятся разговора о дарвиновской обезьяне как «бес ладана»?

Отец Андрей приводит учение святителя Григория Нисского о различии генезиса тела и души в человеке. По святому Григорию Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего. Слепить означает использовать прежде уже созданную материю. Господь, творя человеческое тело, использует некий бывший праматериал, а внутреннего человека, то есть человеческую душу, Господь сотворил.

«Из чего же Бог слепил человеческое тело? Что это за земля, о которой идет речь? В Библии мы не найдем определенного ответа, ведь на языке Библии землей называется все происшедшее из земли, и о человеческом теле также можно сказать, что это земля: «земля еси и в землю отидеши». Мы не можем однозначно ответить на вопрос о том, какова была степень внутренней организации той земли, материи, которой коснулся Господь, чтобы переоформить ее в человека. Но поскольку даже человеческое тело можно назвать землей, дозволительно думать, что словом “земля” библейского рассказа о творении человека было обозначено тело уже живое, живущее, не просто ошметок глины, а земля, ранее преображенная творческим действием Бога». Конечно, это очень сложно делать конкретные выводы. Но почему бы не быть обезьяне этим «праматериалом»?

Дьякон Андрей обращается к разбору другой крайности – креационизма, наполненного буквоедским понимаем творения мира. Нельзя ставить процесс сотворения мира в рамки нынешнего время -  и лето - исчисления. Ясно, что 6 дней творения нельзя привязать к земным суткам. Но мне нравятся более пространные рассуждения о человеческой природе, и тут эрудиция о. Андрея всеобъемлюща.

Очень мне понравилась цитата, приведенная о. Андреем, призывающая быть православными по сути своей. Это слова Григория Синаита: «Предел православия - есть чисто ведати два догмата веры: Троицу и Двоицу: Троицу неслиянную и нераздельную созерцать и ведать; Двоицу - два естества во Христе во едином Лице исповедать». Вот что добавляет о. Андрей: «Увы, сегодня в сознании многих церковных людей признаки православия весьма сместились, и за критерии православности теперь принимаются отношения к тем или иным частностям церковной жизни (календарь, богослужебный язык, монархизм, неприятие теории эволюции)». А ведь не раз мне приходилось слышать о том, что православному обязательно быть монархистом, антиэволюционистом, антисемитом и компьютеро – теле - ненавистником…

Будем же больше говорить и думать о Христе, нежели об антихристе, рассуждать о «Шестодневе», а не о «Происхождении видов», о спасительных таинствах Церкви, а не о ее проблемах, о свободном человеке, а не лишенной воли обезьяне.

 

р. Б. Димитрий

 

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru