Поездка в Ляличи в дни Великого поста Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

0 февраля 2000 года Версия для печати

Поездка в Ляличи в дни Великого поста

 

На месте  Святого Алтаря

 

1.

 

Ляличи это большой усадебный комплекс, расположенный немногим более 10 километров от Суража. Ляличи это усадьба одного из фаворитов Екатерины Второй графа Петра Завадовского (1739 – 1812). Биография его состоит из ряда ярких событий: русско-турецкая война, служба в Малороссийской коллегии, директорство в Дворянском заемном банке, сенаторство, председательство в Комиссии по составлении законов. В русской истории Завадовский останется Первым министром народного просвещения. Человек своей эпохи, эрудит и просветитель.

Кому попало постройку своей малоросской усадьбы Завадовский поручить не мог, так для постройки Ляличей был приглашен сам Джакомо Кваренги. Немного  на Брянщине мест, где можно увидеть творения замечательного зодчего (предположительно он участвовал в разработке проектов усадеб в Понуровке и Гриневе). Комплекс Ляличей это: дом-дворец, конюшня, служебные корпуса, каменная ограды, парк, пруды. И конечно храм святой великомученицы Екатерины (в благодарность царице-благодетельнице, пожаловавшей Завадовскому 2,5 тысяч крестьян и 40 тысяч десятин земли). Была здесь и другая церковь – «храм Благоданости». Эта постройка в ложноклассическом полуязыческом духе того времени не сохранилась.

Первое впечатление от увиденного оказалась очень сильным. Словно мираж в пустыне обширный комплект никак нельзя было ожидать в небольшом селе. В небольшом селе покоится огромный храм по своим размерам и архитектурным стиле достойный Москвы  и Санкт Петербурга.

Вид внутри оказался не мене впечатляющим. Даже не  смотря на незаконченную реставрацию,  а в какой-то степени даже благодаря ей, понимаешь что вся красота и величие, созданное руками человека, этими же руками может быть уничтожены. Там, где когда-то можно было услышать богослужебное пение,  тихое благоухание  ладана, проведи, наполненные любовью, теперь забвение. Все в прошлом.

Не будем цитировать знатоков архитектуры, на все лады, скорее по привычке, чем по истинному сердечному расположению, расхваливающие строгие торжественные интерьер и экстерьер храма. Постройка, безусловно, образец высокого стиля. Постройка достойна большой исторической памяти. Как архитектурный образец, она если не шедевр, то великое творение.

 

2.

 

Нам не кажется странным что, именно в то время когда по всей России возводились величественные храмы, человек ушел в мир. И  вернуться в тихий храм своего бытия он уже не мог.  Человек был потерян для себя. Внутренний мир поглотился внешним  и растворился в величественных формах уже ориентированной на языческий Рим архитектуре. Время постройки собора богослов протоиерей Георгий Флоровский назвал временем «кризиса русского византизма».

Величественные постройки возбуждают воображение, но не будят душу к внутреннему деланию. Быть может маленькая церковка с низкими сводами принесет пользу душе намного больше, чем величественные округлой формы соборы с высокими сводами. Невольно приходит сравнение с вавилонской башней. Не думаю, что благочестие хозяина усадьбы было велико. Вельможи и землевладельцы екатерининского времени впитали в себя гедонистическую культуру Европы, но не более. Но и маленькую уютную церковь рядом с роскошным дворцом он не мог построить. Время диктовало стиль… Но это время прошло.

Задолго до социалистической утопии (ее можно выразить так: человек может все без Бога) появились утопии, которые произвели на свет богатые помещики. Если Петергоф или Ораниенбаум восстановить реально, то Ляличи – нет. Пал Иерусалим, разрушен был Соломонов храм, «ничто не вечно под луной».

В середине 80-ых годов государство ринулось было на восстановление комплекса Лялич. Трудно вообразить ту денежную сумму, в которую это бы обошлось. Туристов из Японии или США сюда вряд ли можно привлечь. Проект никогда не окупится, если судить только по материальной стороне.  Но стоит требовать у государства денег и на поддержание такого огромного хозяйства надо…

Алтарная преграда храма разрушена. Любой, мужчина или женщина,  может сюда беспрепятственно зайти. По злому умыслу человек может стать даже хоть на месте святого престола. Вспоминались слова о том, что «Бог поругаем не бывает». Поругаемы бывают «наполеоновские» амбиции людей.  Любая мечта о рае на земле обречена на забвение. В дни Великого поста особенно ценно было понять, что, если человек не созиждит храм в сердце своем, то и не имеют пользы любые потуги, каким бы прекрасным не был построенный им храм.

На развалинах усадьбы можно было увидеть сатанистские символы. Малолетние идиоты нового поколения выбрали оскверненную святыню для своих забав. Воспринимать это можно было только с саркастическим смехом. Что они против таких «жрецов» как Ленин или Свердлов. Только разврат сегодняшнего дня можно сравнить с нравами, царившими в высшем обществе в «галантные» времена Екатерины Второй.

Храм должен жить литургической жизнью, но горько сокрушаться о пустоте алтаря Лялич не хотелось. Стоит же полуразрушенным Римский Колизей, не думает же администрация города Рима его восстанавливать. Православный храм есть большее чем Колизей, чем храм Артемиды близ Афин, чем утраченный ляличский «храм Благодарности». Господь словно показывает нам – не гонитесь за пышностью и стройностью, не стремитесь увековечить ваше имя в веках. Не стены и своды куполов спасают человека, а смирение, живущее в его душе.

 

Д. Боленок, А. Прянишников, фото - Д. Боленок

 

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru