Брянщина крещеная Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

12 февраля 2007 года Версия для печати

Брянщина крещеная

Увеличить изображение

О чем рассказали курганы

 

В русских летописях наш регион называется Северские земли или Северщина. В исторической науке также закрепилось название Стародубщина. К началу IX века восточные славяне заселили обширные пространства Восточно-Европейской равнины.
Там, где сейчас расположена Брянская область - по Десне и левобережью Днепра – осели северяне, а рядом с ними по реке Сож – радимичи. Летописец Нестор в «Повести временных лет» пишет, что радимичи, живущие по реке Сож, и вятичи на Оке прозвались от неких предков – Радима и Вятко, пришедших с запада от ляхов (поляков).

О древности христианства на юго-западе Брянщины рассказывают археологические раскопки. Уже в середине X в. в Стародубской волости одновременно появления захоронений  в широких и неглубоких могильных ямах, отличающихся обилием инвентаря.Это еще не могилы христиан. Находки в селе Рябцево, датированные 951 г. по обряду связаны только с языческой религией.

Одни археологи не могут безусловно связать с христианской погребальной обрядностью и камерные захоронения, хотя в Алефино на востоке Стародубской волости, датируемых XI веком. Другие археологи считают, что курганный обряд совместим с христианством. Ведь в Стародубской волости, все курганные группы заняты более поздними сельскими кладбищами, причем явно христианские захоронения производились прямо в курганах Вот как они пишут своим сухим языком: «Сочетания безынвентарного или почти безынвентарного (пуговица от воротника, пряжка от пояса, одно височное кольцо) погребения в узкой и глубокой яме с западной (с небольшими сезонными отклонениями) ориентировкой с небольшой (20-50 см высотой) курганной насыпью, вероятно, все-таки можно признать за могилы христианизированного населения».

Однако буквально в 10 км к северу от границ Стародубского ополья, за рекой Унечей, или в 30 км к западу от него, где начинается Земля Радимичей, картина совершенно иная. Здесь курганные группы со всеми признаками языческого обряда преобладают по крайней мере до середины XII века.

Археологи подмечают, что в этих землях именно Х11 веке происходит резкая смена обряда, т. е. замена курганов сразу христианскими безкурганными кладбищами. Интересно, что в Земле Радимичей, в отличие от вышеупомянутой Стародубской волости, кладбища никогда не располагаются на курганных группах. Аналогичная картина и в северной Трубчевской волости. Языческий некрополь (а, возможно, и святилище) в Кветуни продолжает функционировать до 60-70-х годов XII в., когда здесь обосновывается первый трубчевский князь Всеволод Святославич.
Христианские безкурганные захоронения встречены на территории поселений с середины XII в. (верхнее селище Случевска, селище Мериновка и в Стародубской волости, посад Вщижа).
     

Кресты и храмы

 

Нательных крестов нет ни в курганных, ни в бескурганных захоронениях, в остальном совершенно явных по христианскому обряду. Интересно, что кресты почти не встречаются и в составе ожерелий язычниц из радимичских курганов, где они могли выполнять роль магических амулетов-оберегов.
Но, как пишут археологи: «Предметов христианского культа, являющихся подлинными произведениями древнерусского прикладного искусства середины XII - начала XIII в., достаточно много во Вщиже. Не ранее этого периода они появляются и на других поселениях севера Черниговской епархии (Брянск, городище "Чашин курган") раскопки 1986 года, Борки III в Погарском предополье, разведки 1982 г.). Это - два каменных и один бронзовый кресты-тельники и три однотипных (бронзовых с серебряной инкрустацией) энколпиона. Крест-тельник из Рябцево датируется 30- 60-ми годами XII в., даный тип энколпионов - с конца XII по 20-60-е гг. ХШ в. Энколпионы явно местного производства, ибо точных аналогий им за пределами данного региона нет, то же время два экземпляра из Брянска и Борок сделаны как бы одним мастером».
 Раньше Х11 века на Брянщине не появилось не одного монастыря. Монастыри на севере епархии появляются лишь с конца ХІІІв. Это был Свенский мужской Успения  Богоматери, точно известно, что он ведет свою летопись с 1288 г.. Храмы в XII в. за исключением Новгородской республики по силам было строить только княжеской власти. Действительно, единственный зафиксированный раскопками храм той эпохи имеется в столице Вщижского княжества. Название его неизвестно, по плану он наиболее близок к знаменитой церкви Покрова на Нерли, только без характерных для владимиро-суздальского зодчества архитектурных деталей. Сооружен он мог быть в последние, мирные годы правления единственного самостоятельного вщижского князя Святослава Владимировича (1160-1167 гг.).
 Первая церковь в Трубчевске, скорее всего, могла быть сооружена после объединения Трубчевских владений Всеволода Святославича с Курским княжеством в 1180 г. и переноса столицы на новое место напротив устья Неруссы. Возможно церковь носила название Троицкой, как более поздний, построенный над ней собор. Есть сведения о наличии храма XII в. в Стародубе, фотография развалин его, сделанная в 1906 г., имеется в Музее истории архитектуры имени Щусева в Москве. Однако никаких следов его ни "на земле", ни в памяти местных жителей многолетние работы в Стародубе (1982-1989 гг.) выявить не помогли. Тем более, что из находок в самом Стародубе первый по времени крест-тельник датируется только XIV в. Факт тем более парадоксальный, что в XII в. Стародубская волость историки называют наиболее христианизированным регионом севера Черниговской епархии.

 

(Окончание в следующем номере)

 

Материал подготовил С. Черкасов, иллюстрации – фрагмент карты начала ХХ века, Икона прп. Олега Брянского
    

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru