О чем рассказали курганы
В русских летописях наш регион называется Северские земли или Северщина. В исторической науке также закрепилось название Стародубщина. К началу IX века восточные славяне заселили обширные пространства Восточно-Европейской равнины. Там, где сейчас расположена Брянская область - по Десне и левобережью Днепра – осели северяне, а рядом с ними по реке Сож – радимичи. Летописец Нестор в «Повести временных лет» пишет, что радимичи, живущие по реке Сож, и вятичи на Оке прозвались от неких предков – Радима и Вятко, пришедших с запада от ляхов (поляков).
О древности христианства на юго-западе Брянщины рассказывают археологические раскопки. Уже в середине X в. в Стародубской волости одновременно появления захоронений в широких и неглубоких могильных ямах, отличающихся обилием инвентаря.Это еще не могилы христиан. Находки в селе Рябцево, датированные 951 г. по обряду связаны только с языческой религией.
Одни археологи не могут безусловно связать с христианской погребальной обрядностью и камерные захоронения, хотя в Алефино на востоке Стародубской волости, датируемых XI веком. Другие археологи считают, что курганный обряд совместим с христианством. Ведь в Стародубской волости, все курганные группы заняты более поздними сельскими кладбищами, причем явно христианские захоронения производились прямо в курганах Вот как они пишут своим сухим языком: «Сочетания безынвентарного или почти безынвентарного (пуговица от воротника, пряжка от пояса, одно височное кольцо) погребения в узкой и глубокой яме с западной (с небольшими сезонными отклонениями) ориентировкой с небольшой (20-50 см высотой) курганной насыпью, вероятно, все-таки можно признать за могилы христианизированного населения».
Однако буквально в 10 км к северу от границ Стародубского ополья, за рекой Унечей, или в 30 км к западу от него, где начинается Земля Радимичей, картина совершенно иная. Здесь курганные группы со всеми признаками языческого обряда преобладают по крайней мере до середины XII века.
Археологи подмечают, что в этих землях именно Х11 веке происходит резкая смена обряда, т. е. замена курганов сразу христианскими безкурганными кладбищами. Интересно, что в Земле Радимичей, в отличие от вышеупомянутой Стародубской волости, кладбища никогда не располагаются на курганных группах. Аналогичная картина и в северной Трубчевской волости. Языческий некрополь (а, возможно, и святилище) в Кветуни продолжает функционировать до 60-70-х годов XII в., когда здесь обосновывается первый трубчевский князь Всеволод Святославич. Христианские безкурганные захоронения встречены на территории поселений с середины XII в. (верхнее селище Случевска, селище Мериновка и в Стародубской волости, посад Вщижа).
Кресты и храмы
Нательных крестов нет ни в курганных, ни в бескурганных захоронениях, в остальном совершенно явных по христианскому обряду. Интересно, что кресты почти не встречаются и в составе ожерелий язычниц из радимичских курганов, где они могли выполнять роль магических амулетов-оберегов. Но, как пишут археологи: «Предметов христианского культа, являющихся подлинными произведениями древнерусского прикладного искусства середины XII - начала XIII в., достаточно много во Вщиже. Не ранее этого периода они появляются и на других поселениях севера Черниговской епархии (Брянск, городище "Чашин курган") раскопки 1986 года, Борки III в Погарском предополье, разведки 1982 г.). Это - два каменных и один бронзовый кресты-тельники и три однотипных (бронзовых с серебряной инкрустацией) энколпиона. Крест-тельник из Рябцево датируется 30- 60-ми годами XII в., даный тип энколпионов - с конца XII по 20-60-е гг. ХШ в. Энколпионы явно местного производства, ибо точных аналогий им за пределами данного региона нет, то же время два экземпляра из Брянска и Борок сделаны как бы одним мастером». Раньше Х11 века на Брянщине не появилось не одного монастыря. Монастыри на севере епархии появляются лишь с конца ХІІІв. Это был Свенский мужской Успения Богоматери, точно известно, что он ведет свою летопись с 1288 г.. Храмы в XII в. за исключением Новгородской республики по силам было строить только княжеской власти. Действительно, единственный зафиксированный раскопками храм той эпохи имеется в столице Вщижского княжества. Название его неизвестно, по плану он наиболее близок к знаменитой церкви Покрова на Нерли, только без характерных для владимиро-суздальского зодчества архитектурных деталей. Сооружен он мог быть в последние, мирные годы правления единственного самостоятельного вщижского князя Святослава Владимировича (1160-1167 гг.). Первая церковь в Трубчевске, скорее всего, могла быть сооружена после объединения Трубчевских владений Всеволода Святославича с Курским княжеством в 1180 г. и переноса столицы на новое место напротив устья Неруссы. Возможно церковь носила название Троицкой, как более поздний, построенный над ней собор. Есть сведения о наличии храма XII в. в Стародубе, фотография развалин его, сделанная в 1906 г., имеется в Музее истории архитектуры имени Щусева в Москве. Однако никаких следов его ни "на земле", ни в памяти местных жителей многолетние работы в Стародубе (1982-1989 гг.) выявить не помогли. Тем более, что из находок в самом Стародубе первый по времени крест-тельник датируется только XIV в. Факт тем более парадоксальный, что в XII в. Стародубская волость историки называют наиболее христианизированным регионом севера Черниговской епархии.
(Окончание в следующем номере)
Материал подготовил С. Черкасов, иллюстрации – фрагмент карты начала ХХ века, Икона прп. Олега Брянского
|