Звонят невидимые колокола Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

15 ноября 2007 года Версия для печати

Звонят невидимые колокола

Увеличить изображение

 

Ровно на половине пути между Клинцами и Новозыбковом, в четырех километрах от трассы, располагается одно из замечательных исторических мест Брянщины — Каташинский Свято-Никольский монастырь.

 
Съехав с брянской трассы, мы берем направление на возвышающуюся над хозяйственными постройками местного колхоза, колокольню. Очень быстро мы подобрались к месту нашего назначения. Следуя по одной из деревенских улочек, съезжаешь с одного холма к подножию другого. На нем-то и стоял более трех веков, созывая на богомолье паломников с нынешних трех государств, а ранее единой Черниговской губернии, Каташинский монастырь.
История образования этой обители, как и многих других на юго-западе, связана с делом объединения Украины и Руси. Официально датой рождения монастыря считается 7 марта. Именно этой датой 1692 года помечено благословение черниговского архиепископа Лазаря на его основание и постройку: “Благословляем монастырок строити и братию житием добрим збирати…» А в 1682 году, на одном из семи холмов поселился схимник старец Григорий.
Возвышаясь на холме, стоит необычной архитектуры колокольня. Сегодняшнее состояние этой постройки красного кирпича плохое. Колокольня — врата в мир монастыря. Вспоминается легенда о граде Китеже и невидимом Беловодьи, монастыря нет, но службы вместо людей совершают ангелы, бьют невидимые колокола.
Колокольню, вопреки всем бедам и напастям, венчает кованый крест. Историки трактуют форму этого креста 18 века (крест похож на трезубец с полумесяцем под перекрестием), как напоминание о ратных подвигах благодетеля и покровителя монастыря “войска Запорозского полковника Стародубского Михаила Миклашевского”. Таврология (наука о крестах) допускает подобные отхождения от канона. Стоит сказать пару слов о смерти этого замечательного ктитора обители. Он был убит ночью во сне ворвавшимся в город Несвиж шведским отрядом в 1706 году.
Была у монастыря и своя местная святыня. История явления и прославления Каташинской иконы Богоматери теряется в веках. Доподлинно известно, что чудотворная икона явилась в 1622 году, в роще близ села Белого Колодезя, тамошнему священнику и хранима была в Белоколодезской церкви. В 1692 году она была передана в Николаевский монастырь. Во время нашествия на Россию шведов с Карлом XII икона была перевезена в Стародуб, в Вознесенскую церковь, откуда после Полтавской битвы снова возвращена в Каташин. И, как написано в одном из дореволюционных агиографических трудов: “где и теперь находится в каменной церкви”. Каменная церковь была взорвана при Хрущеве в 1960 году, к тому времени следы иконы были потеряны.
Богоборцами были не только коммунисты. За секуляризацию (огосударствление) монастырей была Екатерина II. В апреле 1786 года монастырь был закрыт. Село “слободка Каташинка” до той поры было закреплено за землями этого богатого и знаменитого монастыря (такой его статус охраняло воинское прошлое, заслуги в русско-шведской войне). Екатерина прибрала к рукам крупное село “окружностью 17 верст, насчитывающее 57 дворов, 64 бобыльих хаты и 42 бездворных”. Монастырь сделался обычным сельским приходским храмом.
Легко определить масштабы разрушенного собора. Сегодня о нем напоминают руины, оставшиеся от взрыва в трех сторонах. Высотой они не более 3-х метров. Последняя служба в соборе проходила в 1923 году. До хрущевских гонений храм использовался для хранения зерна. Приведем цитату из книги “По следам святых обителей”: “Строился он долго. Кирпичи выделывались в другом месте, на расстоянии километра. Доставляли же вручную, по цепочке. Через пять лет храм освятили. Эта соборная церковь во имя Сошествия Святого Духа имела два предела: в честь Успения и во имя св. Николая

Чудотворца. Судя по ее остаткам, была шестистолпной, трехнефной, с тремя апсидами, с пятью куполами”. Как память о том, что монастырь не забыт верующими, в самом центре разрушенной церкви стоит металлический крест, обвязанный рушником.
По запущенному монастырскому саду мы идем в сторону реки. Речка Семигорка была судоходной. Как пишут брянские краеведы С. Кизимова и Е. Зубова: “Ее ширина была от берега до берега около 100 метров. Один из притоков начинался из Кормы, где в те времена находилось озеро. Кроме того, для большей безопасности монахи прорыли ров, соединивший все овраги”.
Вид, который внезапно открывается с берега, поражает. Много говорилось о том, что почти все русские монастыри располагались в живописных местах, но здесь эта красота особенна — русская. С высокого берега видно, как река плавно уходит за поворот. На противоположном берегу вдалеке женщина, набрав воды, поднимается с коромыслом в гору — это Русь, описанная Михаилом Нестеровым. Больше всего вспоминается его небольшая картина “Молчание”, где на двух маленьких челнах старый и молодой монахи удят в реке рыбу… Нет утлых лодочек, нет и молитвенников-монахов, но дух тот же — мирный, светлый и неземной.

В настоящее время в Каташине зарегистрирована православная община. На территории бывшего монастыря проходят молебны, идет сбор средств на восстановление этого памятника архитектуры. Несмотря на все суровые реалии времени, очень легко представить что это святое и красивое место снова воскресло и расцвело.

О. Вечорко 

 

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru