Год за годом разрушается Церковь Николая Чудотворца в селе Казаричи Гордеевского района. Историки называют этот оригинальный четырехстопный купольный храм в стиле зрелого классицизма, одним из лучших памятников Брянщины этого стиля.
Казаричи - древняя земля
Территория, на которой расположена деревня, издавна осваивалась людьми, о чем свидетельствует древнерусское селище и курганы 11 – 13 веков, обнаруженные во время археологических разведок в начале 1990-х годов. Крещены были Казаричи раньше многих городов Брянщины.
В погребениях этих мест археологи встретили бронзовые поясные кольца и лировидные пряжки, относящиеся к XI-XIII вв. Одно из погребений сопровождалось богатым поясным набором, состоявшим из 30 бронзовых позолоченных бляшек, украшавших кожаный пояс, в растительном орнаменте которых прослеживается мотив знаков собственности черниговских князей (двузубец). Здесь же находились две маленькие позолоченных пряжки и так же золоченый полый приемник, соединенный с пряжкой. Замечательные изделия говорят о высоком мастерстве русского ремесленника, подчеркивают изысканность вкуса и культуру их владельца. Проникновение этих изделий в наши края, вероятно, объясняются торговыми связями со Скандинавией. Одной из замечательных находок, обнаруженных в Казаричах, является нательный крест. Размером 38x28 мм, он изготовлен из медного сплава с выемчатой эмалью в XI в. в Киеве.
Само село Казаричи как административная единица было образовано в начале 18 века. Как указано в одном из исторических документов той поры: «На реке Ипуть, где Окунев курган, существует переправа на правом берегу, Там расположилось селение, название его Казаричи. С правого берега ведут две дороги, одна – в уезданый город Сураж, другая через Гордеевку с левого берега в Клинцы Стародубского уезда».
Стародубские владения Ширая
Церковь Николая Чудотворца, расположеная в центре села, на правом берегу р. Ипуть, доминирует в окружающем пейзаже. Построена она в 1815 г. по заказу помещика майора Ф.Д. Ширая (точное имя и отчество истории не известно) и его жены Прасковьи Петровны. Известно только, что после смерти одного сына Прасковья Петровна поселилась у церкви и прожила здесь до своей смерти в 1845 г., соблюдая строгий монашеский обет. В памяти казаричцев осталось воспоминание о том, что средства на храм дал Данила Ширай, а попросила его обе этом его жена Плена.
Фамилия Ширай была очень громкой на Брянщине. Глава рода - Степан Михайлович Ширай (1761 - 1841) известен русской истории как шеф Рижского полка в чине генерал-майора с 11 сентября 1797 года по 16 октября 1798 года. Родился он в 1761 году, и происходил из малороссийских дворян Черниговской губернии. 10 мая 1771 года в возрасте 10 лет поступил на военную службу бунчуковым товарищем. 7 апреля 1785 года вновь определён на военную службу в чине премьер-майора в Стародубовский карабинерный полк, откуда был переведён в Малороссийский гренадерский полк. В 1787 году участвовал во многих военных действиях. За отличие был награждён орденом св. Владимира 4-й степени. В июле 1792 года участвовал при разбитии поляков при Люборе и Дубенке. Был переведён сначала во Владимирский драгунский полк, а затем 4 сентября 1792 года определён в Стародубовский карабинерский полк. 11 сентября 1797 года был произведён в генерал-майоры и назначен шефом Рижского кирасирского полка. Через год 16 октября 1798 года исключён Императором Павлом I из службы за беспорядки, случившиеся в полку. Выйдя в отставку, поселился в своём имении в Черниговской губернии, имея в малороссийских губерниях около 2 тысяч душ крепостных крестьян. В 1818 году был избран на должность губернского предводителя Черниговской губернии, на которой оставался до 1829 года. Скончался 1 августа 1841 года. Семейство Шираев было одним из крупных землевладельцев Стародубья.
Мало, что сохранено
Кирпич и тес для строительства Никольского храма доставлялся по реке на плотах.
Кирпичная кладка его оказалась настолько прочной, что в годы богоборчества большевики смогли разрушить только часть постройки. После закрытия и разграбления здание собора было передано в ведомство районного отдела образования. Позже в нем были устроены школьные мастерские, а потом склад для удобрений.
К настоящему времени утрачен главный портик входа и шпиль южной колокольни. Как храм описан в Своде архитектурных памятников Брянщины: «Необычная объемно-пространственная композиция здания подчеркнуто монументальна и торжественна. Крупный двусветный четверик с высоким цоколем увенчан в центре большим световым восьмериком с граненым куполом и миниатюрной главкой на стройном глухом восьмиграннике. Уникальность композиции придают две мощные квадратные в плане колокольни с гранеными купольными кровлями и шпилями, примыкающие к центрам боковых фасадов и акцентирующие поперечную ось».
Продолжим его описание: «Просторный и светлый интерьер храма отличается сложностью форм. Эффектное подкупольное пространство с устремленным вверх восьмериком, покоящимся на четырех мощных пилонах и плоских парусах, завершено восьмилотковым сомкнутым сводом. Широкими арками оно соединено с алтарем, более крупной западной частью и узкими боковыми, вытянутыми в длину и открытыми в нижние ярусы колоколен».
Сохранилась штукатурная отделка стен. На парусах в арочных обрамлениях находятся плохо сохранившиеся живописные изображения евангелистов. Если попытаться найти архитектурную аналогию казаричскому храму среди других памятников, то можно сказать, что Никольская церковь похожа на церковь в Лыщичах Унечского района, которая была построена в 1814 году.
Процветающим село Казаричи сегодня назвать нельзя. Возродить такой большой храм в ближайшие годы вряд ли удастся. Но, как сказано в Писании «Богу все возможно».
Сегодня церковь в Казаричах относится к приходу храма Рождества Пресвятой Богородицы в п. Гордеевка. По благословению епископа Брянского и Севского Феофилакта в Казаричах возрождается православная община.
|