Под православной иконой понима¬ется изображение событий духовной жизни, жизни Святых, самого Бога и его Матери — Пречистой Девы Марии. Они, — иконы, в независимости от техники исполнения: написание на деревянной основе природными красками, фрес¬ки, мозаики, книжные иллюстрации, гравюры на металле, резьба — имеют единый художественный язык. Все явления православного обще¬ства имеют связь с иконописью, от¬дельно можно говорить о иконопочитании, богословии иконы, истории иконописания, художниках-иконописцах (среди них множество канонизирован¬ных святых: прп. Иоанн Дамаскин, рус¬ские: Андрей Рублев, Алипий, Лазарь, Даниил Черный и др.). Об эстетике иконы, каноне ее, современном состоянии иконописи, связи с аскетикой. Загадка иконы в духовности в покаянии, в Вере. В светской живописи для зрителя ценно иное: замысел (идею) изобража¬емого и выполнение художника (мастер¬ство). Специфика иконы в том, что лич¬ность творца (художника) при создании — как прилагаемое к духоносному сю¬жету. Икона создается для молитвы, они написаны молящимися людьми для мо¬лящихся. Икона и пишется "во славу Божию" и "по милости Божией". Иконописцы в древности были мона¬хами или, как минимум, благочестивы¬ми мирянами — людьми ведущими ду¬ховную жизнь, борющиеся с грехом. На¬писание икон иррационально — "на уров¬не помысла": стилистические приемы, изыски техники испытываются духом, каждый мазок, пробел — это поступок, имеющий внутреннюю подоплеку, связанный с христианским мировоззрени¬ем автора-иконописца. Он идет "царс¬ким путем", не уклоняясь "ни на десно ни на лево", для него нет "нечистого", а мир не ограничен материальной обо¬лочкой. Свободная колористическая гамма, не линия, ни композиция не самодовлеющи. Все иррационально, не так как в светской живописи — самозамкнутой системе. Обратная перспектива, плоскостное построение. И ни один из построяющих изображение элементов не самостоятелен, а купен с другими. Вневременность и внепространственность. А главное — Слово, ему подчи¬нено изображение. Изображение "рас¬сказывается", указывает на сущность поступков героев.
О. ВЕЧОРКО.
|