Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых
25 марта 2012 года Версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках

Увеличить изображение

25 марта 2012 года, в неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, святителя Григория Двоеслова, папы Римского, и преподобного Симеона Нового Богослова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавилслужение Литургии св. Василия Великого в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках в Москве.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Тихон! Отцы, братия и сестры!

Я хотел бы сердечно поздравить всех с 4-м воскресеньем Великого поста, с днем, когда мы вспоминаем память святого преподобного Иоанна Лествичника и когда, достигнув сердцевины Великого поста, мы взором своим, волевыми усилиями устремляемся к достойной встрече Светлого Христова Воскресения.

Именно в центре великопостного подвига нам предлагается Евангелие, которое вы ныне слышали. Это отрывок из повествования апостола Марка об исцелении Спасителем бесноватого молодого человека (Мк. 9:17-31), которого отец привел к Иисусу Христу как к последней надежде, потому что сын его был болен непонятной болезнью. Он был глухим, немым, дух злобы бросал его на землю, он скрежетал зубами, испускал пену и не мог жить среди людей. И Господь, увидев этого несчастного человека с его сыном, сжалился над ним и изгнал духа злобы из юноши, и тот исцелился. И когда ученики спросили: «почему мы не могли сделать то же самое?», Господь сказал слова, которые каждому из нас помогут и ныне противостоять духам злобы: «Сей же дух изгоняется только молитвой и постом».

Почему же не силой? Почему дух злобы не изгоняется силой мысли, силой логики, силой убеждения, не говоря уже о материальной силе, о силе власти? Почему этот дух невозможно изгнать тем, чем можно изгнать любую внешнюю силу, вплоть до самой мощной военной агрессии? Не сказано, что молитвой и постом нужно изгонять внешнего врага. Не сказано, что молитвой и постом нужно преодолевать преступность или коррупцию. Не сказано, что молитвой и постом нужно преодолевать трудности в социально-экономической жизни. Но Господь ясно говорит: сей дух, то есть дух зла, можно изгнать только молитвой и постом.

Почему же так? А потому что тот, кто одержим духом зла, духом диавольским, делает то, что угодно диаволу, а диавол есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44), как свидетельствует слово Божие. Поэтому человек, впускающий в свою душу темную силу, становится его служителем — он начинает жить, действовать, мыслить по чужой логике, по логике диавольской.

Вот почему нередко людей, одержимых темной силой, трудно переспорить в открытой и честной дискуссии — потому что они живут, работают, мыслят в ином поле, чем человек, который не захвачен духом злобы. У человека, не живущего под диавольской властью, есть своя логика — логика правды, справедливости. Такой человек апеллирует к нравственным ценностям, таким как любовь, патриотизм, честность, жертвенность, чистота телесная и душевная, правда, самоограничение. А тот, кто живет по логике диавольской, живет в другой системе, где всё перечисленное не является никакой ценностью, а где ценностью являются ложь, клевета, злоба, зависть, ненависть, гнев. И когда эти две реальности сталкиваются, то тот, кто отстаивает диавольское дело, действует в рамках своей внутренней логики и нередко убеждает людей больше, чем тот, кто живет и действует по логике Божией.

И здесь нужно ответить на главный вопрос — а почему? А потому что диавол, помимо ума человека, захватывает и его плоть, его тело, его физическую природу. Тот несчастный страдал от недуга. Но необязательно испускать пену и скрежетать зубами, будучи бесноватым. Достаточно отдать себя в руки диавола-лжеца, оставаясь обычным человеком — внешне, может быть, даже симпатичным, убедительным, но живущим в соответствии с той разрушительной логикой.

Диавол проникает внутрь человека, используя в первую очередь его инстинктивную природу, воздействуя на человеческие инстинкты, снимая всякие нравственные табу, всякие ограничения, налагаемые культурой, традицией, верой, раскрепощая внутреннее животное чувство человека. Тогда тот, кто погружается в стихию безумия, становится убедительным для многих, кто живет по закону плоти.

Вот почему Господь и сказал: «род сей изгоняется только молитвой и постом». Не чтением книг, не получением дипломов, не повышением в карьере, а молитвой и постом, потому что молитва ограждает разум от диавольского действия и вооружает человека внутренним духовным опытом общения с Богом, который куда сильнее, чем опыт человека от общения с диаволом.

Молитва соединяет нашу мысль, нашу душу, наше сердце с источником жизни и дает величайшую силу, способную одержать победу над силой диавольской. А пост, ограничивая и воспитывая наше физическое естество, делает его невосприимчивым к воздействию диавольских энергий. И мы не отдаем себя в руки диаволу — мы сопротивляемся искушениям, соблазнам и остаемся в этом Божественном поле жизни. Только молитва и пост — и никаких других средств. Тогда мы духовно, интеллектуально, физически становимся здоровее тех, кто живет в поле диавольского притяжения, и побеждаем диавола и плоды его дел.

Сегодня, празднуя память святого преподобного Иоанна Лествичника, мы вспоминаем о его жизненном пути – о том, как шестнадцатилетним юношей он пришел на Синай, как 19 лет проходил послушание у старца, как 40 лет жил в полном затворе, возрастая духовно, и как 4 года был игуменом Синайской обители. За свою долгую подвижническую жизнь он обрел такую силу ума и духовного прозрения, что, положив на бумагу пережитое, он создал бесценное сокровище святоотеческой мысли — книгу, именуемую «Лествица», которая дает нам пример того, как должен жить человек, чтобы никогда не стать бесноватым, чтобы никогда стихии мира сего не помрачили сознание и не разрушили внутреннюю целостность человеческой природы. Отталкиваясь от богодухновенных слов великого подвижника, мы и сегодня, в бурных обстоятельствах XXI века, храним Святое Предание Церкви нашей, опыт святых отцов, в том числе святого преподобного Иоанна Лествичника, и, основываясь на этом опыте, в меру своих сил стараемся осуществлять предначертанное нам свыше.

И я хотел бы всех вас, мои дорогие, поздравить с этим днем, а также с праздником, который вы недавно отмечали, — праздником иконы Божией Матери «Споручница грешных», чей чудотворный список хранится в этом храме, поздравить с этими святыми днями, пожелать от всего сердца хранить веру православную, укрепляться в молитве, не пренебрегать постом, чтобы быть во всеоружии правды Божией, быть способными отвечать на зло мира сего не по логике диавольской, а по Божественному закону любви. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
 
 

Православные Клинцы