Шмелев в своем "Лете Господнем" описывает трепетное ожидание Праздника так: "В доме тихо, все прилегли перед заутреней. В комнатах — пунцовые лампадки пасхальные. Постлали пасхальный ковер, с пунцовыми букетами. В зале и в коридорах — новые красные "дорожки". На пуховых подушках, в столовой на диване, — чтоб не провалились! — лежат громадные куличи...
На службу в благом молчании... Каждый, кто в картонной коробке, кто в узелочке, нес куличи, крашеные яички. Все пропитано неземной сверхчувственной субстанцией, имя которой — благодать.
Всегда на Пасху, кажется, что шелест листьев, птичий щебет, легкие порывы ветерка трубят об одном: "Христос Воскресе!".
Во время службы все выходили на крестный ход, на котором принято было демонстрировать все богатство и величие церковной ризницы. Из алтаря выносились лучшие иконы, хоругви. К празднику это все обновлялось, реставрировалось, подкупалось недостающее.
Храмы соревновались в красоте колокольного звона. В Москве первенствовали всегда Кремлевские соборы. Малиновый перезвон их колоколен долетал до окраин города, находя в перезвонах тамошних пр. храмов свое продолжение. Колокольный звонарь был достоянием храма, за его искусство ему в случае проступков многое прощалось.
Молодежь после службы занималась пиротехникой, сооружались фейерверки, хлопушки — "Славили Христа", Пускай немного по-язычески, но зато искренне. Радостно и весело в небо взлетали салюты огней. Подобно одному из Шмелевских героев — Василию Васильевичу их не один лихач — "славельщик" мог сказать: "Весь Кремль горит. А на Москве-реке... чисто днем! Митрополит, даже ужасался... до чего бело".
Все кругом христосуются, да так, что "заболели губы". Пасха красная. Хозяин с рабочим, священник с крестьянином, интеллигент с военным — все равны. "И веет от всех теплом".
В этот день все знакомы. Родственники навещают друг друга, школьники-шалопаи ходят к сверстницам христосоваться, — кому не хочется поцеловать молодую красавицу. К Пасхе припасались самые вкусные гостинцы. Каждая семья устраивала самое роскошное угощение — обилие мясного, окорока, буженина, сельтисоны, но все же предпочтение отдавалось дорогой рыбе: семге, омулю, стерляди. На Руси умели как следует готовить. "Домострой" (XVII в.) так описывает Пасхальное меню: "...А на ужин подают: студень, рябчики, зайцы печеные, утки, рябчики верченые, тетерева, баранина, подлетки, зайцы рассольные, куры верченые, свинина, ветчина".
Устраивались благочестивые развлечения. О них пишет Шмелев: "Приезжаем домой под вечер, а у нас полон-то дом народу: старинные музыканты приехали. Их угостили всякими закусочками, выкушали они мадерцы — и стали они нам "медленную музыку" играть".
Всю Святую неделю старались избегать больших трудов. Ходили в гости — наносили визиты всем друзьям и знакомым — христосоваться; разговлялись, веселились. После Святой, с последним пасхальным крестным ходом, трезвон кончается — до будущего года. "Иду ко всенощной и вижу с грустью, что Царские Врата закрыты. "Христос Воскресе" еще поют, светится еще в сердце радость, но Пасха уже прошла".
О. ВЕЧОРКО.
|