«Добрые вести» Константина Леонтьева (1831—1891) Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

28 марта 2007 года Версия для печати

«Добрые вести» Константина Леонтьева (1831—1891)

Одну из глав своих "Записок отшель­ника" — своего рода философского дневника — великий русский мысли­тель Константин Николаевич Леонтьев назвал "Добрые вести". И начал так: "Не­давно в наш Оптинский скит поступили послушниками двое молодых людей из лучшего нашего дворянства: Ш-ский и Чер-в. Они двоюродные братья. Оба же­наты; супруги их молоды и красивы; средства их настолько хороши, что г-жа Ш-ская в своем воронежском имении устроила на свой счет женскую общи­ну, в которой, как слышно, и будет сама назначена настоятельницей.

И мужей, и жен одели здесь, в Оптиной, в монашеское платье, и обе моло­дые дамы уже уехали в Воронеж, а му­жья остались в скиту.

В последний раз, уже облеченным в подрясники, им позволили сходить в го­стиницу проститься с мужьями, брать­ями, и прощанье это, говорят, было до того трогательно, что старый монах-гостинник, человек торговый и вовсе не особенно чувствительный, плакал, гля­дя на них, и восклицал: "Господи! Да что же это вы делаете! Да как же вы это такие молодые расстаетесь! Да разве это так можно! Боже мой!.."

Жили обе молодые четы между со­бою в полном согласии, и когда одна приезжая дама спросила у г-жи Ш-ской (ко­торой, кажется, принадлежит инициатива во всем этом деле), что побудило их ре­шиться на такой геройский шаг, — она от­вечала: "Мы были слишком счастливы!".

Вот это истинно христианский страх! Страх от избытка земного благоден­ствия. Это высшее проявление того аскетизма, без некоторой доли которого и в мирской жизни нет настоящего хрис­тианства".

Ко времени написания этих строк, К. Н. Леонтьев уже 3 года безвыездно про­живал в знаменитой Оптиной пустыни. Многое было пережито, многое осмыс­лено, многое передумано, написан ряд романов, повестей, журнальных статей. Все осталось позади: и юношеский ни­гилизм, и неудачный брак, и работа на высоких государственных чинах. Теперь он жил близ Старцев...

Оптина тогда, во второй половине 19-го века, была магнитом, притягивающим всех чающих духа истинного Правосла­вия. По выражению Леонтьева, "право­славия без издержек и купюр". В Опти­ной, казалось, сходились все дороги ду­ховных поисков не только простого люда, но особенно интеллигенции тогдашней России. Гоголя, Достоевского, братьев Кириевских, Аксакова и многих других привлекала к себе Оптина, тот климат, который создали там великие Старцы. Именно они сделали Оптину духовным маяком, к которому стремились все позитивно-настроенные умы России. К. Н. Леонтьев продолжает: " Приезжают сюда многие молодые люди посовето­ваться со старцами. Один, кандидат Московского университета человек по всем признакам, с будущностью, при­ехал сюда два года тому назад и на не­равный брак с девушкой простого зва­ния, которую он любил... Старец благо­словил охотно; они обвенчались и жи­вут теперь счастливо. Другой, тоже окончивший университетский курс в Москве, юноша весьма даровитый и ха­рактером смелый и самобытный, стра­стно желал пойти в священники, но не хотел отдаться своему влечению, не ис­просив здесь на этот шаг благослове­ния. В семье его были этому серьезные препятствия: отец его православный, но мать — католичка, и она приходила в ужас от мысли, что сын ее будет свя­щенником. Она тревожила совесть ре­лигиозного сына угрозой, что ей перед смертью ксендзы не дадут причастия.

Старец сказал, чтобы он этого не бо­ялся.

Теперь этот молодой человек — свя­щенник в одном из значительных горо­дов Западного края и судьбой своей до­волен".

Леонтьев — философ без страха и упрека, философ-практик. Он очень близок к святоотеческой традиции, ря­дом с ним не Достоевский или Соловь­ев, а святые Старцы, чьим рупором, ис­толкователем чьих идей он стал.

Никто из плеяды православных мыс­лителей 19-20 в.в., включая Трубецко­го, Бердяева, Булгакова, не возрос до такой степени выражения Истины, идей подлинного Православия. Никто так, как он, не смог провозгласить на всю Рос­сию: "Вся совокупность подобных мона­шеских влияний полезна мирянам, жела­ющим, как я сказал, утвердиться в ис­тинном христианстве, не заменяя его сентиментальным учением неверующей любви, которое не только не приложимо на практике запутанной жизни нашей, но даже противно своей фальшивостью и ложью".

Жизнь Церкви для Леонтьева — вся его жизнь. Радости церкви — его радос­ти, печали — его печали. Покаяние че­рез аскетический подвиг — вот реально осознанный, прочувствованный им путь ко спасению. Преданность христианскому подвигу, проповедь цельности право­славного мировоззрения — вот наполне­ние его жизни и творчества. Личное спа­сение, воскресение своей собственной души — вот для него смысл жизни, ее главное устремление.

Как только не называли критики-не­доброжелатели Леонтьева: и "черносо­тенец", и "мракобес" и "консерватор". Позиция этих критиков враждебна духу Церкви, служителем которой был Леон­тьев, за которую он ратовал. "Пребыва­ние в монастыре раздвинуло горизонты его духовной индивидуальности, закре­пило наиболее выразительные черты личности. Он уже не желает ничего. Крепнет лишь ощущение себя частицей православия.

Внутренний процесс длительнейше­го духовного брожения получает, нако­нец, завершение во внешней форме. На­ступил финал, к которому мучительно и трудно шел страстотерпец и подвижник. 23 августа 1891 года состоялось ка­ноническое вступление К. И. Леонтьева на путь аскезы и бесповоротного отре­чения от мира. В Предтечевом скиту Оптиной пустыни, в келий старца Варсанофия, он принял тайный постриг с именем Климента.

30 августа он приехал в Троице-Сергиев посад. Тяжело началось привыка­ние к новому месту: не покидала тоска по Оптиной. В непогоду настигла его очередная болезнь — воспаление лег­ких. За время болезни он два раза испо­ведовался, дважды приобщался Святых Тайн.

Последние часы жизни прошли в ужасных страданиях. Предсмертная ночь — в беспрерывном бреду. Утром 12 ноября 1891 года Константин Николае­вич Леонтьев скончался. Вечный земной приют нашел он в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры, возле храма Черниговской Божией Матери.

Его опыт — это рекомендация каж­дому христианину срастись с Церковью, стать частицей Ее. Только тогда Ее ра­дости станут нашими. И тогда, надеюсь, еще не раз мы удивимся добрым вес­тям, которые преподает людям великая Божественная Любовь.

 

о. АНТОНИЙ. Сергиев Посад

специально для газеты "Правило веры".

2000 г.

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru