30 сентября в
актовом зале администрации Клинцовского района состоялась встреча социальных
работников и завучей школ. Темой мероприятия стала технология работы с проблемными детьми в школе.
Дети, попадающие в так называемую
«зону риска», отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и
работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных
механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости — целостный процесс, он
предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и
коллективные отношения, использование всех положительных возможностей школы,
семьи и общественности. Необходимым условием рациональной организации
индивидуальных воспитательных воздействий на трудных подростков, результативной
работы с проблемными (неблагополучными) семьями является установление
правильных взаимоотношений с ними школы и учителей. Поэтому и собрались
педагоги на очередное собрание для правильного определения методов и форм
работы с проблемными
детьми.
На встречу с социальными работниками был приглашен благочинный
Клинцовского округа протоиерей Василий Воликов. Отец Василий рассказал о
проделанной и предполагаемой работе в области поддержки проблемных детей. Для того чтобы
действительно помочь трудным детям, требуется совсем иной педагогический
подход. Для его реализации требуется не просто призыв ко спасению души, а
совместное осознание педагогом и воспитанником, родителями и ребенком подлинно православной
жизни, основанной на духовной любви. Соответственно, для общения с трудными
детьми и подростками требуются особые люди, способные к душепопечению, к
состраданию, пониманию, терпению и бережному выхаживанию истощенных душевных
сил воспитанников. Не случайно Святитель Василий Великий говорил: "Если
хочешь воспитывать других, - воспитай сначала самого себя в Боге". Личный
опыт духовного преодоления собственных грехов и несовершенств с помощью Божией
помогает воспитателю отыскать правильную тональность общения с трудными детьми
и подростками. Не педагогическим назиданием о том, как нужно себя вести, а
любовью и терпением воспитателя будут преодолеваться болезненные изломы их
души.
Воспитатель
должен вникнуть в сущность внутренних переживаний трудного ребенка, без
осуждения и насмешки, подсказать конструктивный выход из разлада с самим собой
через обращение ко Христу как своему личному Спасителю.
Совместная
деятельность Православия и педагогов, выраженная в виде организованных
паломнических поездок для трудных детей, праздничных выступлений Воскресной
школы Петропавловского Храма и общения с ее воспитанниками, постепенно приносит
свои плоды. Она направлена на укрепление семьи и оказание духовно-нравственной
помощи, причем каждый ребенок, независимо от типа воспитания, имеет
замечательную возможность обучаться в Воскресной школе.
Отрадно видеть, что проблемные дети и
подростки, посещающие Воскресную школу, благодаря правильно построенному православному
педагогическому общению, меняются в своем внешнем и внутреннем облике в лучшую
сторону, начинают более серьезно относиться к учебе в общеобразовательной
школе, раскрывают свои таланты и творческие способности. Эти дети охотно
приходят на занятия, находят себе хороших друзей, с большим удовольствием
отправляются с педагогами на экскурсии и в паломнические поездки. Сердца
трудных детей, отогретые любовью и терпением священников, психологов, педагогов
и социальных работников, радостно отзываются на церковную молитву, совместное
общение и труд во славу Божию.
|