Работа скульптора. Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

5 апреля 2011 года Версия для печати

Работа скульптора.

Увеличить изображение

Первые памятники истории Православной церкви появились в XIX веке. Вспомним памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, памятник Владимиру Крестителю в Киеве. В конце XX столетия интерес к православной скульптуре возродился с новой, небывалой силой.В течение 10-15 лет в России были установлены памятники: Святителю Николаю Чудотворцу, благословляющему народ России воздетыми над землей руками (г. Анадырь, скульптор С.М. Исаков), Святым апостолам Петру и Павлу, водружающим восьмиконечный крест у восточной границы России, в Петропавловске-Камчатском (скульптор С.М. Исаков), молящемуся крестьянину первопоселенцу слободы Клинцы (Брянская область, скульптор А. Смирнов), преподобному Сергию Радонежскому в Сергиевом посаде. Язык пластики образен, лаконичен, емок, он способен передать то, что рассеяно во многих документах и хрониках, что зачастую читается только между строк. Выразительная сила скульптуры не вызывает сомнения. В сравнении с живописью скульптура своей трехмерностью, круговой обозримостью обладает сильным воздействием на сознание и душевное состояние человека. Не случайно Владыка Феофилакт, основатель и строитель Собора в Брянске, стремясь увековечить память о молитвеннике и воине из Брянска, герое Куликовской битвы, преподобномученике Александре Пересвете, сделал выбор в пользу скульптурного изображения. По замыслу Владыки, в ансамбле храмовых построек рядом с Собором отдельно будет стоять колокольня «Александр Пересвет». Колокольню будут поддерживать четыре арочных опоры, под которыми будет находиться бронзовая фигура Пересвета. После долгих поисков ваятеля Владыка остановил выбор на Александре Смирнове. С творчеством скульптора Смирнова Владыка знаком с 2007 года, когда познакомился с памятником основателям города Клинцы. Православная основа памятника, монументальность, глубокая продуманность образа и композиции понравились Владыке.

Александра Смирнова рекомендовал Владыке и отец Василий Воликов, настоятель храма Петра и Павла в Клинцах. В 2009 году состоялась встреча. Владыка увидел в скульпторе художника с богатым творческим воображением, верующего, богословски грамотного. С интересом Владыка рассматривал альбомы с работами Смирнова, перед его взором представали скульптурные образы молитвенников, схимников, паломников, направляющихся в Иерусалим, образ Христа, лики святых отцов церкви, фигуры грешников сомневающихся, прозревающих, кающихся, иконы, выполненные в камне, в бронзе. Первая встреча продолжалась несколько часов.

Александр Алексеевич рассказал, как работал над своими скульптурами, о символическом замысле, воплощенном в скульптуре патриарха Тихона, о ежегодном паломничестве на Валаам и об установленном на Валааме бронзовом рельефе святого Александра Свирского. Обсуждали задуманный проект, композицию, как совместить в одной фигуре образ воина и монаха-схимника. Сомнения отступили: перед Владыкой был тот человек, которого он искал, способный понять его замысел создать памятник-икону и донести его до зрителя. Александр Смирнов приступил к работе над проектом скульптуры. Находясь в Москве, Владыка побывал в мастерской скульптора и познакомился с эскизом памятника Пересвету. В течение двух лет Владыка, бывая в Москве, заезжал в мастерскую скульптора, следил, как идет работа, делал замечания, вносил свои поправки. Наблюдать движение творческой мысли скульптора, художника, поэта само по себе эстетическое наслаждение. Рождению скульптуры предшествуют эскизы из пластилина, глины, сначала в малую величину, затем в натуральную величину. Задуманный скульптурный образ растет, наполняется содержанием, смыслом, оживает и только тогда становится законченным произведением. Скульптура Пересвета высотой 3,8 метра. Под монашеским одеянием видна чешуя кольчуги, в левой руке — копье и щит воина, в правой — крест на уровне груди. На сильном, мужественном лице воина написано смирение. Воинский долг для Пересвета — это зов сердца и одновременно послушание, он получил благословение от преподобного Сергия Радонежского и не знает, что в поединке с Челубеем, по промыслу Божьему, совершит подвиг, значение которого и через столетия не угаснет в сердцах благодарных потомков.

Фигура Пересвета прочно стоит на круглом плоском камне, подобном жернову. Круглые жернова символизируют непрерывный ход истории, истории жесткой, бескомпромиссной, всепоглощающей, стирающей в пыль племена, народы, города и государства. И только память людская способна сохранить и сберечь то, что подминает под себя колесо Истории.

По гурту камня проступает надпись: «Святой Преподобномучениче Александре Пересвете моли Бога о нас». Отлитый в бронзе Пересвет в настоящее время находится в литейном цеху. Предстоит скорая доставка памятника в Брянск к строящемуся Собору во имя Святой Троицы, где он и будет установлен.

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru