Таинство Крещения
есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное
погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и
Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов,
совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую
духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного
Царства Христова.
Для принятия крещения необходимы вера и покаяние.
Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и
восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться
перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его
вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это
священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом.
А то, что благодатные дарования даются по вере других, нам дано указание в
Евангелии, при исцелении расслабленного: "Иисус видя веру их (принесших
больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои" (Марк.
2, 5).
Оглашение – есть устное наставление в
вере перед принятием крещения. Беседы обязательны для всех, желающих крестится,
и для тех, кто готовится стать восприемниками (крестными родителями) при
крещении младенца. Также приглашаются все, кто интересуется православием. В
процессе беседы вы можете получить взвешенный, грамотный, а главное тщательной
выверенный в соответствии с православным учением ответ на любой интересующий
вас вопрос.
Традиция огласительных бесед сформировалась в Церкви уже во
втором-третьем веках от Рождества Христова. Тогда оглашение длилось от сорока
дней до трех лет. Создавались даже специальные огласительные училища,
становившие поистине центрами просвещения. Например, в одном из наиболее
известных – александрийском огласительном училище – преподавались не только
богословие и философия, но еще этика, диалектика и даже физика.
До нас память о традициях древней
Церкви дошла в богослужении и фольклоре. До сих пор главная церковная служба –
Литургия делится на две части. Первая часть называется «литургия оглашенных» -
на ней присутствуют и некрещеные, но готовящиеся к крещению, то есть
оглашенные. Молятся вместе со всеми, слушают чтение Священного Писания и
проповедь. Заканчивается эта часть специальной молитвой – именно об оглашенных.
Там есть слова, обращаемые священником к ним самим: «Помолитеся, оглашеннии,
Господеви», после которых сами оглашенные должны ответить «Господи, помилуй». И
поскольку в древней Церкви оглашенных было много, и отвечали они с энтузиазмом
– возникла поговорка «вопить как оглашенные». Впрочем, сегодня она не
актуальна, поскольку все молитвы поются церковным хором. Вторая часть службы –
«литургия верных» - начинается словами «оглашенные, изыдите». На второй части
литургии остаются только крещёные.
Сейчас во многих храмах эта традиция огласительных бесед
частично восстанавливается, правда, в очень разных формах. Где-то от крестных
или взрослых крещаемых требуется посещение только одной беседы, предваряющей
совершение Таинства. А где-то требуется посетить 12 или 16 занятий.
Огласительные беседы позволяют получить сведения, что называется, из первых уст,
и в некотором роде являются уникальной возможностью своеобразного церковного
ликбеза.
С 1 августа 2010 года в Храме во имя Первоверховных Апостолов
Петра и Павла по милости Божией и Благословению Епископа Брянского и Севского
Феофилакта проводятся такие огласительные беседы.
Беседа проходит по пятницам в 18.00. Она длится примерно
час. В течение этого времени священник уделяет внимание раскрытию нравственных
вопросов, понятий греха и праведности, правильной семейной жизни, воспитанию
детей, всего образа жизни православного христианина, цели и смысла его бытия;
объясняет крещаемым основы той веры, которую они собираются принять,
рассказывает о переменах, происходящих в жизни после крещения, то есть
способствует более осознанному и более серьезному подходу к Крещению.
Огласительные беседы
необходимы:
1) для того, чтобы понять, для чего мы принимаем
Таинство Крещения, что происходит с душой человека в этом Таинстве, почему без
этого Таинства нельзя наследовать жизнь вечную.
2) для получения первых правильных
представлений о Боге, ради встречи с которым мы вступаем в Церковь.
3) для получения основных понятий о духовной жизни, ее законах,
нарушение которых повреждает душу, калечит ее. В целом огласительные беседы
помогают спасению души, делают Таинство Крещения, Таинство духовного рождения
более плодотворным для нашей души.