Виктор Васнецов (1848-1926) живописец из плеяды великих русских художников реалистов таких как: Репин, Суриков, Перов, он выделяется и из них пристрастием к сюжетам былинным, сказочным, сюжетам "преданья старины глубокой", в отличие собратьев по ремеслу он более других принимал участие в работах по росписи храмов. Наиболее известным является Владимирский собор в Киеве, огромный по своим объемам.
И сегодня любой паломник может лицезреть написанные под его руководством величественные сцены Крещения Руси, причащения апостолов, Богородицы. Всем известны с малых лет "Аленушка", "Иван Царевич на сером волке", "Витязь на распутьи" и конечно же "Три богатыря" — самая известная из его картин.
Картина создавалась в течение почти 17 лет (1881—1898), размер полотна составляет 2 м 95 см на 4 м 46 см., она одна из самых крупных экспонатов Третьяковской галереи. Хронологические границы написания картины почти совпадают с границами правления им-
ператора Александра Третьего — царя сугубо православного. Формулой идеологии его правления была триада: "Православие, Самодержавие, Народность" — три опоры существования России, три Богатыря, каждый сам по себе имеющий свою особенную силу, но объединенные "трикраты сильные", они не могут быть побеждены никаким врагом.
В центре группы богатырей-побратимов Илья Муромец. Открытое лицо его спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверенны. Слева от Ильи — княжеский дружинник Добрыня Никитич, весь он — порыв и смелость, справа — молодой Алеша Попович,
смекалистый, ловкий и находчивый. Богатыри могучи и справедливы, мужественны и сплоченны. Илья Муромец — не только былинный герой, он реально живший святой воин-монах, преподобный, прославленный Церковью в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.
Известно, что прп. Илия не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. С честью защищал Отечество на поле брани он являлся истинным подвижником благочестия, поэтому, получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, оставил мир, принял монашеский постриг и ушел в затвор.
На картине Васнецова богатыри стоят на страже незыблемых основ жизни Руси: Православной Церкви, Самодержавного строя, и Русского народа, всего того без чего не проживет Россия; тех сил без которых он представляет лишь жалкое зрелище и добычу для внешних и внутренних врагов.
О. ВЕЧОРКО.
|