Место, на котором расположен монастырь, интересно само по себе. Это один из холмов нашей Среднерусской возвышенности. Войдя в монастырские ворота, пройдя несколько шагов, направо от церкви открывается взору необычная перспектива — можно увидеть идущие в даль на многие километры широкие поля, автотрассу, домики деревень. Вспоминается Афон, находящийся на горе, весь ландшафт невольно наводит на мысли главенства духовного, надмирность монашеского делания. Созерцая огромные просторы как бы с "места горнего" вспоминается история явления иконы Св. Николая. Образ приплыл против течения в г. Мценск, при чем удивленные жители города увидели в руке Святителя на иконе хартию со словами: "Поспите меня на Плосское место". Именно так — "Плосское место" называли этот монастырь в народе. Здесь, тогда в почти опустелой обители (это были годы не лучшие в почти четырехвековой истории монастыря) многие стали свидетелями чуда: из-за дороговизны на воск обитель терпела большие издержки. И вот однажды пономарь, подойдя к образу был поражен и необычайно удивлен, обнаружив, что
икона стоит на целой глыбе воска! Именно явление образа Св. Николая послужило толчком к тогдашнему возрождению Пустыни.
Монастырю везло в настоятелях, наиболее известные: о. Пафнутий, о. Тихон превратили его в один из красивейших в наших местах. Четыре храма украшали Святую Обитель: собор в честь иконы Казанской Божией Матери, храм Сошествия св. Духа, Покровская церковь и церковь Всех Святых.
В течение следующих двух веков монастырь рос, процветал. Чудное, святое, намоленное место! Сюда тянулся нескончаемый людской поток: шли к чудотворным иконам, к старцам, затем на поклон к мощам, народом с самого дня смерти почитались останки игумена Пафнутия, отца Василия Кишкина.
Монастырская летопись гласит: "1787 года, мая 31, через 29 лет после смерти о. Пафнутия стали копать рвы по левую сторону алтаря большой Казанской церкви под ризницу. Показался гроб его, ничем не вредим, переложили оный на другое место в Покровской церкви с честию, тело покойника в своих суставах цело и не рассыпалось и вид его лица мало изменился, так что старцами был узнаваем; зловения никакого не ощущалось ни тления тела, платья и гроба, воздух там был легкий, дышалось свободно... Монахом был 28 лет, здесь умер и погребен, оплаканный братиею".
Впоследствии в годы безбожия и мракобесия в 1924 году мощи его старались найти и осквернить, но этого не случилось — Бог во Святых Своих поругаем не бывает.
С историей Обители связаны имена учеников Великого старца прп. Паисия Величковского — учителя "делания из деланий" — молитвы умной, сердечной. Это были: о. Афанасий Захаров и иеромонах Василий Кишкин. Первый именно здесь в Площанской взращивал духовно всем известного о. Макария Оптинского, который состоял в братии 24 года (1810—1834).
Когда после кончины о. Афанасия отец Макарий сильно скорбел по смерти наставника и просил Господа дабы он послал ему старца — учителя покаяния и молитвы, Божиим промыслом в монастырь прибывает родоначальник в будущем прославленного Оптинского старчества старец Леонид (в схиме Лев), да не один, а со своими учениками, среди которых впоследствии засияет еще одна звезда святости — святитель Игнатий Брянчанинов, автор многих трудов по аскетике, великий подвижник.
Площанская пустынь в 20 веке многое претерпела: разворована богатая ризница сочень богатой церковной утварью, братия была разогнана большевиками, исчезли бесследно св. иконы. Но Господу было угодно, чтобы обитель воскресла из небытия, сейчас снова затеплилась монашеская жизнь.
Правящим архиереем на восстановление пустыни направлен о. Сергий Булатников, человек духовно опытный, наделенный организаторскими талантами, человек способный возродить прежние традиции. Он как никто другой понимает, что построить стены, помещения, возвести крышу, может быть легче, чем возродить духовную жизнь монастыря. Бог ему в помощь.
Вот такая история у Обители, мы, к сожалению, мало знаем о своих Святынях, ищем благодати в чужой стороне, торопливо течем то в Оптину, то в Дивеево, не ведая, что сокровище рядом с нами, совсем близко.
И на этом "Плосском месте" легко вознестись от суеты бытия, оторваться над миром, стать выше ежедневных проблем и забыть о том, что так гнетет за стенами этого благословенного места.
С. ЧЕРКАСОВ
|