160 лет: вехи истории Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

9 мая 2009 года Версия для печати

160 лет: вехи истории

Храм во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Клинцы

1.

 

ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ Православной  Петропавловской посада Клинцов, Черниговской епархии, Суражского уезда, 1 благочиннического округа за 1906 год гласит:  

1. Церковь каменная с таковою же колокольнею в одной связи вновь построена в 1848 году, прежде в посаде Клинцах не было православной церкви, и освящена 1849 года 3 февраля, на постройку сей церкви выдано было пособие от св. Синода 2500 рублей. Главные деятели по сооружению сей церкви были: почётный гражданин Пётр Семёнов Исаев и мещанин Ерофей Яковлев Разумеев.

2. В 1855 году, старанием церковнаго старосты Пожуева и местнаго причта, церковь разширена крестообразно, украшена благолепными иконостасами и обнесена каменною оградою, на пожертвования от прихожан и посторонних благотворителей, равным образом приобретено и колоколов 148 пудов.

3. В 1898-99 гг. церковь расширена пристройкою новых стен с трёх сторон и в ней устроено два новых престола и передвинут на новое место главный престол увеличенный в длину и ширину на 44 аршина, из них главный престол во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла освящён 8 июля, престол в левом пределе во имя Святителя Николая Мирликийского освящён 20 июля и престол в правом пределе во имя Святителя Феодосия Черниговского, освящён 16 августа 1900 года.

4. Церковь теплая.

5. Утварью достаточна.

6. Причта по штату полагается: священник, диакон и псаломщик.

7. Земли при сей церкви имеется один огород в 50 сажен длины и 10 сажен ширины, на этой земле стоит деревянная, очень ветхая изба. Земля состоит в пользовании причта, документов на эту землю не имеется.

8. Священник живет в церковно-общественном доме, а остальные члены причта живут в наемных квартирах. От попечительства дается квартирное пособие диакону 60 рублей, псаломщику 30 рублей в год.

9. На содержание причта получается из уездного казначейства 332 рубля 22 копейки в год.

10. Принадлежащие к сей церкви здания: а) часовня при западных воротах церковного погоста, построенная приходским попечительством в 1883 в память мученической кончины Государя Императора Александра III; б) церковно-приходская школа; в) сторожка при церкви; г) сторожка при западных воротах церковного погоста; д) сторожка при общественном кладбище; е) кладовая для хранения церковных свечей; ж) сарай для дров. Все здания каменные, кроме сторожки на кладбище крытые железом.

11. Расстоянием сия церковь от Духовной консистории в 180 вер., от местного благочинного в 5 верстах, а от уездного города Суража в 36 верстах.

12. Ближайшие к сей церкви: две единоверческие – Вознесенская и Троицкая в самом посаде, православная Никольская в селе Богородицком и единоверческая Рождества Богородицы в посаде Ардонь в 5 верстах, в селе Мартьяновка Александро-Невская в 9 вер., в селе Тулуковщина Сергиевская в 10 вер., в селе Голубовка Покровская в 9 вер., в селе Теремошка Михайловская в 10 вер., в селе Рожнах Благовещенская в 10 вер., в селе Смолевичах Никольская в 10 верстах.

13. Опись церковному имуществу вновь составлена в 1896 году.

14. Приходно-расходные книги о суммах церковных за скрепою Духовной Консистории ведутся исправно и хранятся в целости.

15. Копии метрических и исповедных книг имеются с 1849 года и хранятся в церковном архиве в целости.

16. В обыскной книге, скрепленной Черниговской Духовной Консисторией, писаных листов 166 и не писаных 34 листа.

17. Церковное попечительство существует с 1880 года, новые выборы проведены в 1905 году.

 

2.

По материалам «Черниговских епархиальных известий», а также Метрическим книгам храма, хранящимся в ГАБО можно восстановить хронологию существования храма:

1853 – открыта церковно-приходская школа, 53 ученика

1860 – прихожан: муж. 332, жен. 272

1861 – купец-жертвователь П.И. Ильин, Е. Исаева

1863 – благочинный протоиерей Павел Смельский. Диакон Кирилл Депонович.

1867 – учитель И. Пасильс, дворянин

1876 – дьякон Григорий Калиновский. Место настоятеля вакантно, место 1-го псаломщика вакантно, а 2-й и. д. псаломщика Григорий Калиновский

1877 - наблюдающий священник Роман Дьяковский, священник Федор Лапчинский (служит до 1904 года), диакон Петр Хандаринский

1882 – построена часовня в честь св. Александра Невского.

1886 – члены Церковно-приходского совета:  Иващенко И., Иващенко Х., Киселев П.Ф., Лапчинский Ф., Лемьев Г.Т., Лутчев В.А., Руденко М.Д., Руденко П.Д., Химченко В.В., Шестаков Н.И. Декабрь – священник Евфимий Лебедев

1890 – основана первая школа грамоты

1891 – храм посетил протоиерей К. Крючков, синодальный миссионер. Учитель Полосов. Открыта столольская школа – учитель И. Хреновский, учитель Дорогунцева. Н.Н. Кошнеров (до 1900 г.)

1893 март – священник Стефан Лапчинский

1895 – Иван М. Калиновский, учитель 2-й школы грамоты. Василий Подласов учитель первой школы грамоты. Стодольская церковно-приходская школа, учителя, Михаил Барышников и Леонид Лапчинский, окончили духовную семинарию

1896 – священники: Стефан Лапчинский, Иоанн Рождественский, Николай Чернышов. В п. Займище открыта школа грамотности. С 31 декабря на 1 января настоятель храма о. Стефан Лапчинский служит молебен на встречу Нового года.

 

Приведем текст из «Черниговских епархиальных известий» за 1896 г.:

Встреча Нового года в Клинцах

Торжественное празднование светского новолетия довольно сильно распространилось, и прежние настоятели Петро-Павловского храма боролись с этим. Очень молодой по летам, но гработный и благочестивый настоятель храма о. Стефан Лапчинский в последнюю литурнию перед новым годом предложил прихожанам торжественно встретить новолетие.

Ночью 31 декабря в половине двенадцатого начался звон в большой колокол, длящийся около получаса, созывая всех желающих прихожан во храм. Ровно в 12 по городским часам отец настоятель поздравил всех и отслужил молебен с полным хором певчих, установленный Церковью в первый день Нового года, с коленоприклонением. Благословил на такое дело епископ Черниговский и Нежинский Антоний. Вышли все из храма довольные, будто получили огромные подарки. На молебне были даже старообрядцы. Молебен влияет благотворно, и было бы хорошо внести это повсеместно.

(соседний землевладелец дворянин М.С. Пушкаренко-0всеенко).

В черниговском Братстве св. Михаила состоят от Клинцов: священники: Стефан Лапчинский, Василий Румянцев, Федор Лапчинский, Иоанн Рождественский, Николай Чернышов. Посадский голова Н.В. Филатов, учитель М.Д. Барышников

1897 – о. Иоанн Сергиев (Кронштадтский) пожертвовал на нужды Петро-Павловского храма 500 рублей

1898 – открыты религиозно-нравственные чтения для народа. Учитель М.Д. Барышников

1899 – действует Клинцовский книжный склад. Псаломщик П. Павловский. Дьякон Иоанн Калиновский (служит до мая 1911 г.)

1900 16 августа – освящён престол в правом пределе во имя Святителя Феодосия Черниговского. Вкладчики в храм: С.В. Барышникова, Марианна Барышникова, инспектор Ремонтного училища П.Н. Мануйлов, врач П.Д. Руденко. Учитель Мария Румянцева. В.В. Химченко – вкаладчик в  школу

1905 – священник Стефан Лапчинский (служит до февраля 1914 г.- ?)

1911 30 мая - дьякон Арсений Калиновский

1913 – священник Павел Левицкий

1914 – священник Александр Дорогунцев

 

3.

 

По данным вышеупомянутой Ведомости приводим состав священнослужителей храма в 1906 году:

Священник Стефан Федоров Лапчинский, сын священника, родился в селе Солове Стародубского уезда – 1864, 21 декабря

Окончил курс в Черниговской духовной семинарии по 1-му разряду и удостоен звания студента семинарии – 1885, 7 июня

Определен учителем в Творишенское земское народное училище Суражского уезда, откуда перешел на должность в Великотопальское земское народное училище Новозыбковского уезда, где и оставался до рукоположения в сан священника – 1885, 20 ноября

Преосвященным Афанасием рукоположен в сан священника к Вознесенской церкви села Великого Бора Суражского уезда – 1887, 6 декабря

Состоял депутатом по училищным делам 8 л.  – с 1888 по 1996

Утвержден в должности следователя по судебным делам для второго Благочиннического округа Суражского уезда, какую и исполнял до перемещения на настоящее место – 1889, 20 мая

Преосвященным Вениамином награжден набедренником – 1892, 4 ноября

Преосвященным Сергием перемещен к Петро-Павловской церкви посада Клинцов Суражского уезда – 1893, 4 марта

Состоит председателем Клинцовского отделения Братства Св. Князя Михаила Черниговского – 1894, 7 апреля

Состоит законоучителем в Клинцовском женском приходском училище с 1896

Постановлением Черниговского Епархиального училищного совета, утвержденным Его Преосвященством 18 ноября 1897 года, выражена благодарность за труды по церковно-школьному делу

Награжден бархатной фиолетовой скуфьей – 1901, 24 февраля

Награжден камилавкою – 1905, 6 мая

Грамоту имеет.

В семействе у него жена Людмила Амфианова. Дети их: Мария, Елена, Иоанн, Лидия, Ольга

 

Штатный диакон Иоанн Михайлов Калиновский, сын дьячка, родился в селе Туросне Новозыбковского уезда, 1858, 3 сентября

Домашнего образования. Определен псаломщиком к Успенской церкви посада Чурович Новозыбковского уезда – 1882, 23 ноября

Перемещен псаломщиком к Покровской церкви с. Нижнее Стародубского уезда – 1883, 31 октября

Перемещен на таковую должность к Петропавловской церкви посада Клинцов – 1887, 2 сентября

По выдержании надлежащего экзамена рукоположен в сан диакона Петро-Павловской церкви посада Клинцов – 1899, 1 сентября

Состоит учителем – с 1892

В местной церковно-приходской школы с законоучителем. По представлению Суражского отделения – с 1899

Всемилостивше награжден серебряной медалью на Александровской ленте в надписью за усердие – 1905, 9 декабря

Грамоту имеет

В семействе у него жена Александра Семенова, сын их Николай

Псаломщик Александр Иванов Калиновский, сын дьячка, родился в с. Туросне Новозыбковского уезда 20 августа 1866 года, окончил земское училище. По испытании в знании псаломщицких предметов Преосвященным Афанасием Епископом Новгород-Северским определен псаломщиком к православной Успенской церкви посада Чурович Новозыбковского уезда – 1887, 21 апреля

Перемещен Преосвященным Вениамином к Рождество-Богородицкой церкви села Фоевич Новозыбковского уезда - 1892, 30 октября

По прошению перемещен Преосвященнейшим Иссидором Новгород-Северским на таковую же должность к Петро-Павловской церкви посада Клинцов – 1903, 3 октября

 

 

4.

 

Приходы Клинцовского благочиния в в 20-ые, 30-ые годы захватило движение церковного обновленчества. Приблизительно с 1926 по 1937 в храме размещалась обновленческая кафедра епископа Клинцовского. Некоторое время епискомом Клинцовским был женатый священник Александр Иванович ТАРАСЕВИЧ. Вот какие сведения содержатся в Архив УФСБ РФ по Брянской обл., арх.-уг. Д. 11596

1869 – родился в с. Смолевичи Клинцовского р-на Брянской обл.

(из духовного звания – сын священника, лишался избирательных прав как служитель религиозного культа)

К 1937 г. проживал г. Клинцы, ул. Кронштадская, 3.

Священник Петро-Павловской церкви.

1937, 27 октября  – арестован.

Обвинялся в том, что «организовывал выступления кулацко-церковного элемента, вел злостную контрреволюционную агитацию».

1937, 29-30 ноября  - приговорен заседанием особой тройки при УНКВД Орловской обл. по ст. 58 пп. 8,10,11,13 к расстрелу с конфискацией имущества.

1989, 21 мая  – реабилитирован прокуратурой Брянской обл.

Из Ведомости о Свято-Никольской церкви с. Смолевичи мы знаем более подробные обстоятельства жизни этого священника:

Настоятель священник Александр Иоаннович Тарасевич уроженец сей епархии Суражского уезда села Смолевич, сын протоиерея окончил курс Черниговской Духовной Семинарии по второму разряду – 1894

Состоял законоучителем Песчанского народного училища – с 1894, 17 ноября по 1902, 1 сенября

Рукоположен во священника к Рождества-Богородицкой церкви с. Косич Суражского уезда – 1895, 12 февраля

Состоял в должности кандидата в члены Благочиннического совета во 2 округе Суражского уезда – 1902, 2 июля

Награжден набедренником – 1900, 20 января

Перемещен к Михайловской церкви с. Киваи – 1902, 9 июля

Состоял членом Благочиннического совета с 1902 по 1906

Состоял в должности члена Новозыбковского отделения Епархиального Учительного совета – 1906, 7 августа

Состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы с. Туросна  - по 1906, 7 сентября

Награжден скуфьей – 1905, 30 марта

Перемещен на настоящее место – 1906, 7 сентября

Состоял законоучителем Смолевичского народного училища – 1906, 20 октября

Грамоту имеет, вдов, родился 1869, 25 августа

В семействе у него: сын Павел, родившийся 1895, 6 ноября

 

В месте с о. Александром в Смолевичах служил его отец - заштатный протоиерей  Иоанн Данилов Тарасевич, уроженец сей епархии Новозыбковского уезда села Киваев, сын священника, окончил курсы в Черниговской Духовнорй Семинарии – 1861, 15 июля

Рукоположен во диакона находившимся на покое в Нежинском Благовещенском монастыре по поручению местного архипастыря Преосвященнейшим епископом Иоанникием – 1861, 8 декабря

Рукоположен во священника ц. с. Смолевич – 1861, 10 декабря

Состоял по окружному Благочинию в департаментом по межеванию земель – с 1864 по 1887

Состоял в должности кандидата на члена Благочиннического совета с 1870 по 1874

Состоял в должности депутата по училищным делам – с 1871 по 1874

Состоял в должности члена Благочиннического совета с 1874 по 1877

За усердную при достохвальном поведении службу по определению Епархиального начальства награжден набедренником – 1874, 27 марта

За усердную при достохвальном поведении службу по определению Епархиального начальства награжден скуфьей – 1877, 28 марта

Состоял в должности духовника в 1 округе благочиния Сурадского уезда  - с 1880 по 1887

Состоял законоучителем в Смолевичском Народном училище – с 1882 по 1906

Состоял законоучителем в Песчанском Народном училище – с 1884 по 1895

По определению Епархиального начальства утвержден в должности Благочинного 1-го округа Суражского уезда – 1887, 24 апреля

По определению Епархиального начальства награжден камилавкой от Св. Синода – 1887, 5 апреля

По определению Св. Синода награжден за заслуги по духовному ведомству наперстным золотым крестом – 1894, 27 апреля

Состоял депутатом по училищным делам – с 1896 по 1900

За свидетельствованием Св. Синода об отлично-усердной службе причислен к Императорскому ордену Св. Анны 3 степени, на что имеет грамоту – 1899, 14 ноября

За заслуги по духовному ведомству у Св. Синода удостоен награждения саном Протоиерея – 1903, 6 мая

Согласно определению Совета Братства Св. Михаила князя Черниговского 11 июля 1903 г. – благодарность Епархиального начальства за содействие в увеличении средств Братства – 1903, 8 августа

Состоит членом Православного Миссионерского общества – с 1905 по 1906, 7 августа

Грамоту имеет, вдов, родился 1840, 29 августа

 

Нет фактов, подтверждающих принадлежность диакона Виталий Ерофеевич ЛЮБИЧЕВА, также пострадавшему в годы гонений в Клинцах, к обновленческому расколу. Архив УФСБ РФ по Брянской обл., арх.-уг. Д. 15455. Гласит:

1911 – родился в г. Клинцы, Брянской обл.

Проживал там же.

Диакон Петропавловской церкви г. Клинцы, учитель русского языка ср. школы № 2.

1944, 13 апреля – арестован.

Обвинение: открыто выступал против советской власти, клеветал, высказывал недовольство методами преподавания в школе, оскорблял советских писателей (ст.58 п. 3 и ст.58 п. 10, 2 УК). 1944, 12 июня – военным трибуналом НКВД Орловской обл. приговорен к 10 г. заключения с последующим лишением прав на 5 лет и конфискации имущества. 1991, 13 ноября – реабилитирован Прокуратурой Брянской обл.   5.   О годах служении Петро-Павловского храма в годы Великой Отечественной войны и 50-ые годы вспоминает сторожил А.Н. Боровцова: Родилась я в 1918 году, с детства любила церковное богослужение. Ходить я стала в Петро-Павловский храм в 1942 году, когда он был открыт немцами. Серьезно и осмысленно к жизни православного христианина я начала в годы после войны. В те годы священника в нашем храме не было, и мы, прихожане, не могли не горевать. Одним из прихожан был пожилой мужчина, мы знали его как отец Евфимий. Священником он не был, но, как говорили, был монахом, вернувшимся после отбывания наказания в лагерях. Не могу судить о его святости, но его дар прозорливости проявился наглядно. Он, видя как мы переживаем без священника, сказал: «Священник будет, и очень хороший». Так и случилось в 1954 году в Петро-Павловский храм был направлен игумен Боголеп. Внешность его была суровая: высокий рост, густая борода, пристальный взгляд , строгость во всем образе. Бывало, идешь к нему на помазание, и коленки от страха трясутся. Много раз я исповедовалась у него. Относился он к исповеди сурово. При о. Боголепе прислуживали три парня-алтарника. Один из трех был Вячеслав Землянский 1940  года рождения, будущий протоиерей о. Вячеслав. Говаривали, что сам о. Боголеп сразу его выделил из трех, сказав, что из тех двоих толку не будет. Прослужил о. Боголеп  у нас не долго, он же был монахом, и его влекла монастырская жизнь. В 1959 году он был переведен настоятелем монастыря в Одессу. С ним вместе уехал и Вячеслав, ставший духовным сыном о. Боголепа. Позже о. Вячеслав не раз приезжал в Клинцы. Он всегда останавливается у нас как добрый родственник.   6.   С 1954 по 1959 год благочинным Клинцовского округа и настоятелем Петро-Павловского храма был игумен Боголеп – значительный церковный деятель современной истории Православия. Архиепископ Боголеп (Анцух Михаил Романович))  родился 10 ноября 1911 в деревне Скоричи Мирского района Гродненской области. В 1934 году поступил послушником в Жировицкий Успенский монастырь. Здесь принял монашеский постриг с именем Боголеп. Иеродиакон (1936), иеромонах (1939), а затем наместник Жировицкого монастыря Гродненской обл. с возведением в сан игумена (1943). Служение с 1943 по 1947 гг. характеризуемся стремлением навести во всем порядок и заботах о чинном и истовом богослужении. Став во главе монастыря, он наладил духовную и хозяйственную жизнь обители. При нем советские войска освободили Беларусь от оккупантов. Любопытная история. Во время своего отступления гитлеровцы производили грабежи и разрушения. Перед уходом из Жирович они решили взорвать здание бывшего сельхозтехникума—вероятно, чтобы в нем не могли разместиться советские части, для чего должны были заминировать подвалы. Произвести взрыв должен был офицер, покидавший Жировичи последним. Но когда немецкие части удалились, он пришел к настоятелю, сообщил о полученном задании и добавил, что не сделает этого, потому что ему жаль этого места. Впоследствии подвал разминировали советские саперы. Перед вступлением в Жировичи советское командование опасалось, что в монастыре мог оказаться сильный опорный пункт противника, а на куполах находятся снайперы. И первым делом решили эти купола уничтожить артобстрелом. Старожилы вспоминали, как над их головами постоянно проносились снаряды. За монастырем кругом были воронки, но ни один выстрел цели не достиг - то недолет, то перелет. Когда в Жировичи вошел первый танк и остановился напротив собора, солдаты были поражены. Они выпустили 22 снаряда, но в купол не попали. Так Божия Матерь явным образом уберегла от разрушения Свой удел. Пути Господни неисповедимы. 1947г. – игумен Боголеп - настоятель Покровской церкви с. Кривошин Барановичской обл. , а в 1950 году - Никольской церкви с. Добруш Гомельской обл. В этом же году он окончил Ленинградскую духовную семинарию и поступил на заочный сектор духовной академии. 1954 - настоятель Петропавловской церкви с. Клинцы и благочинный Клинцовского округа Брянской обл.  С 1959 г. - настоятель Балтского Феодосиевского монастыря Одесской области Архимандрит.  Некоторое время служил на приходе в г. Дмитрове Московской епархии, а с 1961 года - в Димитриевском храме в г. Одесса. Епископ Мукачевский и Ужгородский (1963), Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской епархии (1965), Кировоградский и Николаевский (1965). Архиепископ (1974). В 1977 года уволен на покой по болезни, согласно прошению. Скончался 13 мая 1978 после продолжительной тяжелой болезни. Погребен на братском монастырском кладбище, недалеко от Успенского храма Одесского монастыря.   7.   Вот свидетельства А.Н. Боровцовой о Петро-Павловском храме 60-ых годов: В Троицкой церкви в послевоенные годы служил о. Израиль. Этот священник венчал нас с моим мужем. Возраста он был не молодого, как сложилась его жизнь, я не знаю. Помню только, что после него там служил священник о. Николай. После о. Боголепа в Петро-Павловский храм приехал служить о. Андрей Жамойтин. Да вот только послужить ему выпало только три года – до 1962 года. Поселился он с семейством в домике близ храма. Сначала я его как простая прихожанка лично не знала. Стою, бывало на Пасхальной службе, и думаю: как бы хотелось облобызаться со священником после того, как он провозглашает: Христос Воскресе! Нет, думаю, нельзя, это же служитель Таин Божиих. Не знала тогда, как я долгие годы буду вместе с ним трудиться, хлопотать, мучиться. В этот же период вместе с о. Андреем у нас в храме служил о. Иоанн Турков. Он был тоже родом из Белоруссии. О. Иоанн характером был мягкий, в общении – тихий и спокойный. Отличался аккуратностью и юмором. В 1962 году, когда стало известно, что власти хотят закрыть Петро-Павловский храм, я вместе с другими многими прихожанами две ночи ночевала на церковном дворе. Закрытие все же произошло. О. Андрея попросили  освободить и домик под сторожку. Его семья оказалась практически на улице. О. Иоанн с семьей отправился служить в Погарский район. В памяти многих клинцан живы яркие воспоминания о закрытии храма в годы хрущевских гонений: Учеником 7 класса был в  сентябре  1962 году клинчанин Прянишников Анатолий Дмитриевич. Наблюдал он закрытие храма, взобравшись на каменную стену с северной стороны храма: Сентябрьское утро. Кирпичных домов по пр. Ленина тогда еще не было, и из окон школы был виден Петропавловский храм. Людское движение на улицах было сильнее, чем обычно. Толпы двигались к центру. Побежали на большой перемене туда и мы, мальчишки. Сначала людей возле храма было не очень много, чего-то серьезного не происходило. Но народа подходило все больше и больше. С  большой перемены на уроки я уже не пошел. Мы видим, что на купол церкви забирается человек. Люди внизу кто с чем – с авоськами, корзинами. Стоит гул, крики. Рабочие, видно внутри купола подставили лестницу и проделали в куполе дырку, чтобы удобнее было спилить крест. Пилили не сам металл креста, а, видимо, деревянную основу, на которой он крепился. Под плач и крики крест покосился. Милиции было в городе тогда мало, власти позвали помощь дружинников и служащих из воинской части. Крест рухнул на южную сторону храма. Шло время, но никто не расходился. Рабочих нужно было вывести из церкви. Человек, спиливший крест, а я знал наглядно и его и его жену, высунулся было из храма, но люди бросились на него. Вполне реален был бы такой исход, что его растерзала бы толпа. Старушки же тем временем, действовали еще более напористо. Сдерживающих их они били сумками. Летело вперед молоко, сметана из банок. Приехали военные. Они растолкали толпу и вошли в храм. Мне было видно, что выводили они спилившего крест, переодев его в солдатскую форму. Откуда были люди, рушившие крест, мне не известно. Кажется, их просто позвали с улицы. Мне точно известно, что тот, кто спилил крест, где-то через год умер. Примечательно, что его жена, она работала в кинотеатре «Летний» близ храма, скоро облысела и также умерла от рака. Совсем уж примечательным было то, что придя вечером домой и, поймав по приемнику «Голос Америки», я услышал, даже помню это буквально: «В маленьком провинциальном городке Брянской области произошел бунт верующих против разрушения храма Петра и Павла». Своими воспоминаниями о событиях закрытия Петро-Павловского храма поделился с нами член союза журналистов СССР Марсель Ефимович Бирман. Осень 1962 года. Совсем еще юношей я пришел на работу слесарем в цех приборов завода Текмаш. Самое начало рабочего дня, светлое утро. Вырубают электричество. Станки глохнут. Выходит мастер цеха. «Мужчины на выход!» - это было сказано суровым военным тоном. Я и еще пара десятков мужчин в недоумении. Затем пронеслись почему-то слова о том, что на церковь напали враги. Что за враги, почему сейчас? Но мы построились в шеренгу и двинулись по ул. Октябрьской по направлению к Петропавловской церкви.  Раз напали, надо защитить. Говорили также, что церковь нужно спасти. «Врагами» оказались старушки. Вся площадь в телегах. Молодые люди или зрелые мужчины если и были, то их было очень мало. «Антихристы! Христопродавцы!» - я и таких слов не слыхивал. Эти слова кричали женщины  в адрес людей, задумавших забраться на колокольню. Мы, молодые рабочие, становимся в оцепление храма, обхвативши друг друга под локоть. В храм я до этого никогда не заходил, веры ни христианской, ни иудейской не знал. Жил по комсомольски. Слева от храма стоял большой каменный забор. За ним кинотеатр «Летний». Здания ЭТУС не было. Крик стоял большой. А нам что? Интересно, романтика. Плач, причитания и напор. Все лезут ближе к храму. Ворота на церковный двор находились дальше, чем сейчас. Пространство перед зданием было больше. Зампредседатель горисполкома Михаил Савельевич Баранов, фронтовик, крепкий хозяйственник, достает «Макаров» и стреляет в воздух. Легкий хлопок заставляет вздрогнуть толпу, но отнюдь не разряжает ситуацию. Он защищал власть свою, а бабушки – Божью. Мы видим, что с другого крыльца храма в храм приходят рабочие. Несут инструмент, видно, что что-то будут делать. Рушить. Но и несколько пожилых женщин также прорвались туда. Нам, восемнадцатилетним, вчерашним школьникам смешно. Слышу, что собираются вызывать помощь из воинской части. Все это заняло не более 15 минут. Выстраивается солдатская цепь. В пространство между нами и «врагами» проникает городской сумасшедший Нахутин. Его мать была зубным врачом, он был всегда чисто одет. Носил галстук и имел правильную речь. «Антихристы, чтоб вас Божья сила поскидывала!» - старушки кричат орудующим на колокольне. А Нахутин лезет их защищать: «Они не виноваты! Их заставили». Разгоряченные старушки бросились на него, а он побежал по ул. Октябрьской в сторону автостанции. Его не догнали. Рабочие, их было человек пять, гнули крест веревкой, а затем, видимо, подпиливали изнутри. Выводили их под охраной солдат. Ощущение было такое, словно мы приняли участие в съемках фильма. Мы вернулись на завод за свои станки. Колокольню потом сломали тихо, никто и не заметил. Многим годам нужно было пройти, чтобы я понял, в каком кощунственном деле я принял участие. Крестил меня намного позже в 90-ые годы о. Андрей Жамойтин.   8.   В 2009  году как одна из круглых дат, отмечаемых православными Клинцов, будет 80-летие со дня рождения отца Андрея Жамойтина (1929 – 1995). В основу этого текста положены воспоминания дочери о. Андрея – Елены Андреевны Кудрявцевой. В семье отца Андрея сохранился листок с выпиской всех вех его жизни, сделанный им собственноручно. Значит, ошибок в датировке его жизненного пути здесь быть не может.  Родился будущий священник 30 июня 1929 года. Обычно свой день рождения о. Андрей праздновал 13 июля в праздник 12 апостолов, что следует за праздником  Первоверховных апостолов Петра и Павла. Год рождения отца фигурировал иногда как 1927-ый, возможно кто-то в годы войны «приписал» отцу Андрею пару лет. Родители о. Андрея, Иван Андреевич (родился в 1883 г. И прожил 96 лет) и Феофила Федоровна,  имели 6 детей, он был предпоследним.  Село Климовичи Горцовского района Гродненской области на Западной Беларуси располагалось почти на границе с Польшей. Советские безбожные порядки семью до военных лет не затронули и Жамойтины жили, кормясь делами рук своих. Семья была верующей и культурной. Старшая дочь Людмила еще до войны закончила Варшавский университет. В 1936 году отрок Андрей поступает в начальную школу в своем селе, а в 1943 году заканчивает 7 классов. В 8 класс он едет в поселок Новогрудок, чтобы закончить школу, а затем поступать в строительный техникум. Видя, как отец Иван Андреевич все мастерит своими руками, Андрей давно уже мечтал о профессии строителя. Но мечтам о стройке рукотворенных храмин сбыться было не дано ко благу Церкви Христовой. Веру свою юноша не скрывал, комсомольцем не был. Вполне в духе времени было то, что на родине, оказавшейся в составе СССР, у Андрея попросту  не приняли документов. В 1945 году, уже после Победы, 16-летний молодой человек поступает в Православную семинарию г. Вильнус. В 1948 году Андрей знакомится со своей будущей супругой Ниной Станиславовной. В 1949 году они женятся, в этом же году 20-летний Андрей Жамойтин принимает иерейское рукоположение и становится отцом Андреем.  С семинарскими друзьями о. Андрей всю жизнь поддерживал добрые отношения. Все они честно трудились на благо Церкви. Важных чинов никто не получил. Обычные приходские священники, укрепляя в нелегких условиях, часто ездили друг ко другу в гости. Первое место священнического служения после окончания семинария – белорусское местечко Жижма. Затем – служение в г. Лида Гомельской области. В 1955 году о. Андрей становится священником Орловской и Брянской епархии. Сначала он служит в одном из храмов самого Орла, а затем переводится в п. Клетня (служит здесь 3 года). Именно там родилась  дочь Елена, которую в недельном возрасте перевозят к нам в Клинцы. Всего в семье Жамойтиных к переезду в наш город уже трое детей (старший – Юрий, затем – Николай и самая младшая – Елена). Семья обосновывается в небольшом домике близ Петро-Павловского храма (сейчас здесь проходят крещения).   Прослужить пришлось здесь не долго. Осенью 1962 года храм как один из многих сотен по России был закрыт. Никак воспрепятствовать общей политике о. Андрей не мог. Оставалось только смиряться. Было объявлено, что храм будет закрыт. Дочь о. Андрея Елена Андреевна вспоминает события сентября 1962 года: «Возле храма было множество народа. Мы, дети, выбежали посмотреть на крыльцо, но мать приказала уйти. Очень скоро нас попросили освободить дом, и мы переехали в крохотный домик на ул. Гензика. После сделали к нему пристройку». Годы своего детства Елена Андреевна вспоминает с теплотой. Отец всегда был добр с детьми, не приневоливал их ни к чему. Трепетно любил супругу. Очень сильно печалился, когда болезнь унесла ее. Кстати, тогда в 1978 году, овдовевшего священника звали стать епископом, подобно тому как епископом Орловским стал о. Паисий. Служить стал о. Андрей в деревянной Троицкой церкви, стоявшей по ул. К. Маркса на месте нынешних девятиэтажек и здания СМУ. Он присоединился к уже служащим там о. Иоанну Туркову и о. Леониду Шпинькову. Десять лет словно в загоне продолжалось служение его здесь. В 1972 году (8 февраля) храм уничтожил пожар. Куда было деваться со школьниками детьми и начавшей болеть супругой? Некоторое время о. Андрей живет,  разрываясь между Клинцами и Карачевым. Семья уже было начала упаковывать вещи, чтоб отправиться в г. Богородицк Тульской области, где священнику обещали приход, но хлопотами ли отца Андрея, милостью ли Божией г. Клинцы не остался без православного храма. Бывшую часовню Вознесенской церкви (стояла на месте Городской типографии) власти разрешили открыть. Начинается новый этап, продлившийся до 1991 года, когда был открыт для служб Петро-Павловский храм. Все эти годы священник был «под колпаком» КГБ. Просматривались все счета церкви, все личные траты. Годы восстановления храма отец Андрей провел как прораб стройки. Работу, свершенную им, можно назвать титанической. Приходилось бороться с отношением людей, постоянно не хватало средств. Давал знать о себе возраст. Но жизненная миссия, призвание вело за собой. Служить в обновленном храме пришлось не долго. 11 мая 1995 года священника не стало. Сколько исповедей клинчан довелось выслушать о. Андрею за годы его службы? Сколькие приняли от него крещение? Он подлинно был строителем душ не одного поколения жителей нашего города.      

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Брянский Web-рейтинг Rambler's Top100
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru
Разработка сайта: ANB web-studio