ВЧЕРА и ПОЗАВЧЕРА Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

30 апреля 2009 года Версия для печати

ВЧЕРА и ПОЗАВЧЕРА

1.

 

В архивном документе «Описание Варваринской церкви Новозыбковского уезда села Туросна по штату шестого класса за 1869 год» мы читаем, что храм «построен  1788  года старанием умершего помещика Петра Ивановича Бороздны (1805 достраивалась), а в 1853 года  обновлена иждивением действительного статского советника Василия Петровича Бороздны со пристойкою новой колокольни. Зданием деревянная на каменном фундаменте, с такой же колокольнею, крепка».

Из сохранившихся метрических книг известно, что с 1795 по 1827 год в храме служили священники: Федор Крутковский, Иоанн Качановский, Афанасий Качановский, Петр Палиховский, Павел Акницкий, Федор Качановский, Иоанн Елимович, Петр Альтернацкий.

В 1860-ых годах здесь служит священник Иоанн Боришевский, «дьячковский сын, по окончании полного курса наук в Черниговской духовной семинарии, 1865 года, июля 15 дня уволен в Епархиальное ведомство с аттестатом второго разряда. 1865 года, декабря 6 дня Высокопреосвященнейшим Филаретом, архиепископом Черниговским и Нежинским , рукоположен во священника на настоящее место».

1884 году его сменяет священник Всеволод Корицкий. В 1890-ые годы здесь служит священник Николай Чернышов. А затем в 1900-ые годы - священник Федор Николаевич Азбукин.  Тогда же прислуживать начинает местный уроженец псаломщик Григорий Михайлович Бондаренко. Родился он здесь в 1882 г., окончил Клинцовское трехклассное городское училище (1899) и выдержал экзамен в Черниговское духовное училище (1900). Являлся к исполнению воинской обязанности. Состоял на Киевских педагогических курсах для учителей. Вел народно-просветительские чтения. 

 

2.

 

Вот воспоминания местного старожила Ивана Семеновича Химченко, 1925г.р.:

«Мой отец Семен Сергеевич был попечителем храма. Умер он в 1936 г., прожив 60 лет. В его обязанность входило сторожить храм, поддерживать в надлежащем виде. Старостой был Пимен Андреевич Кайков, умер он в Доме престарелых после войны. До него старостой был Антон Рухля, в годы перед закрытием храма он ходил на клирос, пел и читал.

Помню, что был священник по фамилии Чельцов, его захоронением сейчас сравняли с землей, а после него священник Григорий Бондаренко, его могила тоже была возле храма. Дом Чельцова был на Заречьи. Но лично знаком был я только с о. Федором Лебедевым. Жил он на съемных квартирах, а перед арестом в доме у Бондаренко по ул. Челюскинцев, 37.  У него был сын Сергей 1922 г.р., с ним я дружил. Был у них дома, икон и книг у них дома было много. Еще у о. Федора было две старшие дочки, они проживали в Москве.

Отец все время переживал за храм. Как мог, противился разрухе. Протестовал, когда в 1934 сбивали колокола. Дверь на колокольню шла из самого храма. Отец ходил в храм, и я ходил помогать. На правом клиросе были певчие, а на левом – место распаливать кадило. Как прихожу в храм срезу туда.

По характеру отец Федор был доброжелательный. Всегда давал брошюрки, чтобы знакомились с верой. Он научил читать меня по церковно-славянски. Внешности  был обычной – среднего роста, не толстый и не худой. Бороду имел не длинную – подстригал. На голове – небольшие залысины. Служил он на русском языке. Точно помню – написано по-славянски, а он читает по- русски. И женщины на клиросе пели тоже по-русски. К Советской власти он относился лояльно, проповедовал всегда только  на религиозные темы. По праздникам в храм собиралась вся округа. Но активисты прижимали.

Арестовывали его ночью, приехали и забрали.  Вместе с ним забрали еще четверых – двух Бондаренко и двух Горбачевых. Всех их я хорошо знал. Они были верующими, пели и читали на клиросе. Иван Платонович  Бондаренко – это мой родственник, работал в Клинцах в ремесленном училище. Известно было, что всех отправили на Беломорканал. Сергей Лебедев сразу после ареста отца вместе с матерью уехал в Москву к сестрам. Позже, уже в 1953 году я видел Сергея по телевизору. Он стал журналистом.

Храм сразу после ареста священника был закрыт, а чуть позже начал разграбливаться. Самый активный из безбожников был Павел Титенко. Умер он страшной смертью после войны – его задушили в селе Смолевичи. Затем привязали к лошади, и та таскала его труп. Другим активистом был Леонид Мешкуров , он забрал себе домой как тряпки ризы и подрясники».

 

3.

 

О  священнике о. Федоре ЛЕБЕДЕВЕ известно, что он родился он в с. Озерна, Козельского р-на, Калужской обл. в семье священника в 1882 году.

Обвинение НКВД гласило: «Лебедев Ф.Н., Горбачев Х.С., Бондаренко И.П., Горбачев П.И. и  Бондаренко Н.П. (по показаниям свидетелей все они посещали церковь) признаны виновными в том, что они, являясь участниками к/р кулацкой группы, возглавляемой Лебедевым, среди населения с. Туросна проводили антисоветскую агитацию, высказывались против коллективизации, восхваляли врагов народа, распространяли провокационные слухи и проводили вредительскую работу в колхозе.

Вместе с о. Федором на муки пошли  уроженцы Туросны:

БОНДАРЕНКО  Иван Платонович 1904, до ареста работал счетоводом колхоза «Октябрь».

БОНДАРЕНКО  Никита Платонович 1894, до ареста работал конюхом Клинцовского торга.

ГОРБАЧЕВ  Иван Платонович 1881, до ареста работал чернорабочим Клинцовского горкомунхоза.

ГОРБАЧЕВ  Хрисанф Семенович, 1893, до ареста работал пчеловодом колхоза «Морозовщина».

Виновным из них никто себя не признал.

Одним приговором 1937, 15 ноября – по постановлению тройки при УНКВД  Орловской области осужден по ст. 58-10 ч. 1 и 58-11 УК РСФСР и приговорен к 10 годам ИТЛ.

В родное село Туросна вернулся, отбыв 10 лет на Беломорканале, только Хрисанф Горбачев.

Сегодня здание церкви в Туросне практически разрушено, ни о каком восстановлении не может идти и речи. В селе проживает около 500 жителей.

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru