Свято-Никольский монастырь г. Клинцы Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

1 апреля 2009 года Версия для печати

Свято-Никольский монастырь г. Клинцы

Увеличить изображение

Врата в историю

 Свято-Никольский храм был построен как надвратная часовня при входе на Вознесенский погост. Для исследователя изучение его истории неминуемо становится вратами в мир недавнего духовного прошлого. По тем местам, где сегодня стоит Святой Престол и возносится Бескровная Жертва, проходили сотни и тысячи богомольцев.  Культура Православия и Старообрядчества не воспринимаются в его истории как противоречия, и лучшие черты моральной жизни русского человека здесь проявляются воочию.

Попытка представить в сознании Вознесенский храм и вообще исторический облик старых Клинцов заставляет вспомнить традиционный старообрядческий апокриф про невидимый град Китеж, Беловодье. Невидимое для глаз грешников место, где денно и нощно совершается по правильному чину богослужение, звонят невидимые колокола, стройно идут сонмы монашествующих с четками в руках. Постороннему наблюдателю, взирающему на небольшой храм трудно вообразить, что за ним скрывается яркая история, свои загадки и свои чудеса.

В 1780 году старообрядцами-поселенцами посада Клинцы на самой высокой точке берегового склона реки Туросна (сейчас она сильно обмелела и называется Московкой) было завершено строительство одного из двух деревянных храмов – Храма в честь Вознесения Господня. От храма в сторону нынешнего центра города устремлялась одноименная Вознесенская улица (ныне Краснознаменная).

До 1780 года на этом месте стояла Вознесенская часовня – одна из первых построек прибывших со Стародубья первопоселенцев. Первый же храм (В честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца) в Клинцах был построен в 1760 году, но сгорел в пожаре 1776 года (по мнению краеведа Р.И. Перекрестова Большая Вознесенская часовня была освящена как Свято-Сергиевский храм). Вознесенский храм строился два года, жертвователями были все крупные семейства Клинцов. В трапезной части храма стали проходить собрания прихожан, на которых решались практически все вопросы городской жизни.

В 1801 -1804 вблизи Вознесенского храма была возведена многоярусная колокольня. Приблизительно в эти же годы был заложен Храм во имя Архистратига Божьего Михаила. Позже в 1819 – 1826 годах храм был перестроен с приделами в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и Великомученика Георгия Победоносца.

В 1850 году была возведена деревянная часовня в честь Святителя Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца, куда из храма был перенесен чтимый прихожанами образ Святителя с «высеребренной ризой и золоченым венцом».

 

Единая вера

 

В течение всей истории России после раскола середины XVII века в русском старообрядчестве жила надежда на восстановление церковного единства. С нею и связано было учреждение в 1800 г. единоверия как особого церковного учреждения.

В 1770—1780-х гг. проживавший в Стародубских слободах инок Никодим составил так называемые статьи, которые он представил через князя Потемкина императрице Екатерине II. Основное содержание их состояло в прошении о том, чтобы все клятвы и проклятия на древнее чиносодержание, и прежде всего на двуперстие, были уничтожены, чтобы никакого особого чиноприема для старообрядцев в господствующую Церковь не было. Действующее старообрядческое священство остается в законной силе, а в Стародубье должен быть прислан епископ, который состоял бы «при старообрядчестве», совершал бы богослужения по старым книгам и рукополагал новое священство. 11 марта 1784 г. последовал рескрипт императрицы «О даровании старообрядцам по их просьбам священников и о дозволении им отправлять для них службу Божию по их старым обрядам».

При императоре Павле I документ направили на доработку московскому митрополиту Платону. Им составлены «11 пунктов единоверия», утвержденные Священным Синодом.

Надо сказать, что к этому времени и в старообрядческой среде усиливается непримиримое отношение к господствующей Церкви, нашедшее выражение в утверждении в 1846 г. Белокриницкой иерархии.
Святой Филарет митрополит Московский в 1840—1860-е гг. фактически указывает на равночестность нового и старого обрядов, и в проповеди на освящение Никольского единоверческого храма на Рогожском кладбище в 1854 г. произносит ставшие знаменитыми слова: «Вы единоверцы нам, а мы единоверцы вам».

 

Дореволюционное священство

 

В 1845-1847 года среди 1592 старообрядцев Стародубья, обращенных в единоверие замечательным миссионером протоиереем Тимофеем Верховским, был приход Вознесенского храма в Клинцах. Как надзирающий за процессом вхождения раскольников в Православную церковь о. Тимофей предложил приходу священника о. Стефана Кудрявцева.

Потекла обычная приходская жизнь. Так, например, в 1854 году о. Стефаном было повенчано 33 брака, отслужено 34 погребения, крестилось 24 мальчика и 22 девочки. По отметкам в метрических книгах, сохранившихся в Государственном архиве Брянской области в храме, служили: в 1851-1855 причетчики Василий Синельников и Иоанн Стригунов, в 1856 -1862 причетчики Симеон Крашенинников и Георгий Железников.

Благочинным единоверческих храмов был священник Федор Фомичев.

Храм Вознесения Господня процветал. 23 сентября 1879 года в пять часов по полудни, после молебствия водружен на вознесенской колокольне новый вызолоченный крест. Других золоченых крестов над Клинцами не возвышалось.

В 1879 году еще одним священником Вознесенского храма стал отец Василий Румянцев. Иерейское служение его длилось 25 лет. Умер он в возрасте 49 лет. 7 января 1904 года заупокойную службу по нем совершали единоверческий благочинный о. Федор Фомичев, православный благочинный г. Клинцы о. Стефан Лапчинский, священники: о. Симеон Акимов, о. Иоанн Чередников, о. Петр Крутиков,о  Александр Румянцев, о. Василий Щетинин. Похоронен о. Василий как и о. Стефан был здесь же на погосте храма.

В 1888 причетчиком пришел в храм Иоанн Чередников, затем, после смерти о. Стефана, ставший настоятелем храма. В записках главы г. Клинцы Н.В. Филатова значится, что 11 июля 1918 года умер священник о. Иоанн Чередников.

Отец Иоанн был бытописателем и историком своего храма. В 1908 г. в Чернигове выходит написанная им брошюра «Вознесенская единоверческая церковь в п. Клинцы Суражского уезда». В «Черниговских епархиальных известиях» за 1901 год напечатана статья о. Иоанна «Закладка нового единоверческого храма в посаде Ардонь».

Как «наблюдающий священник» в годы 1900 – 1904 служил о. Петр Крутиков. В 1906 году к причту присоединился псаломщик Михаил Лисовский, позже ставший священником, служивший в Храме Рождества Богородицы в Ардони и Успенском храме с. Медведово, репрессированный в 30-ых годах.

В 1881 году должность уставщика Вознесенского храма начинает исполнять Лука Георгиевич Железников. Это послушание он нес 40 лет. Его прадед, Яков Железников вместе с Козьмой Карташовым был учредителем известных всей России Клинцовских типографий. 30 апреля 1921 года в возрасте 82 лет он умер, и был похоронен на Вознесенском погосте возле своего отца Егора Андреевича.

Годом постройки здания нынешнего Свято-Никольского храма называют 1912-ый. Доподлинно известно, что «1 августа 1913 года поставлен крест на новой св. Николы часовне при Вознесенской церкви». Храму, которому придется сыграть очень важную роль в тяжелые годы.

Городской глава, при котором была построена Свято-Никольская часовня, В.А. Федотов  очень серьезно относился к каждой новой постройке посада. К каждому новому зданию относился не как к рядовому строению, а как еще одной черте в общей архитектурной картине посада. Точного имени архитектора Свято-Никольской церкви не известно, как и других в стиле модерн памятников градостроительства того времени – Купеческого собрания (ныне ГДК) и Женской гимназии (ПУ № 24). Подражал архитектор формам новгородско-псковского стиля XIV-XV веков. Каменные храмы в таком стиле для Брянщины – большая редкость. Внешний декор фасада также взят с древнерусских храмов – киот с подковобразным козырьком, «бровки» с зубчиками над узкими арочными окнами, цилиндрические столпы портала.

 

Притяжение старины

 

 «Помню, смотришь от реки Унеча в строну Клинцов: самого города не видно, а силуэт колокольни висит на горизонте, подобно останкинской башне», - так пишет клинцовский старожил П.М. Храмченко. Центр города с Верхней Бобылки сегодня сместился к построенному в 1929 году Дому Советов. В названии улицы "Бобылка" запечатлено два исторических явления: то, что первопоселенцами улицы были "бобыли"(малоимущие и бессемейные люди), и то, что спустя два десятилетия здесь стали селиться инокини - "бобылки" (по словарю В.И. Даля "бобылка - бедная вдова, обыкновенно живущая по задворкам или в келейках, не в тягловом, а в келейном порядке, вне селения").

Клинчане любили похвалиться своей колокольней и называли ее самым высоким из деревянных строений России середины XIX  века. Известно, что высота ее вместе с крестом была 25 саженей - 54 метра. Чтобы подняться до звонарни, нужно было преодолеть 150 высоких ступенек. В основании ее размеры были 16 на 13,5 метров. Гордились клинчане и часами с боем, которые установил инок Ефросин в 1813 году. Они выбивали четверть часа, каждый час бил большой колокол. Весил этот колокол почти 2 тонны, подстать ему были и другие колокола. Сейчас на месте знаменитой колокольни стоит административный корпус городской типографии.

Колокольня строилась без архитектора, но под присмотром церковного старосты Ивана Козьмича Карташова, сына знаменитого печатника К. Карташова, иконописца-любителя. Образ Святителя Николая, написанный им, в течение столетия почитался  как чудотворный. Именно для него была построена сначала деревянная часовня, а затем в начале XX века каменная в Псковско-Новгородском стиле, позже в годы государственного безбожия ставшая Свято-Никольским храмом. Прах И.К. Карташева был похоронен под стенами Вознесенской колокольни.

К началу XX века на погосте Вознесенской церкви было два храма (Вознесенский (холодный) и Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных (теплый), две церковно-приходские школы. На приходском кладбище (сейчас на его месте стоит пятиэтажный дом), тщательно оберегаемом клинчанами, покоились лучшие и знатные люди города.

О внутреннем убранстве Вознесенского храма рассказывает также П.М. Храмченко: «Помню, что внутри Вознесенской церкви объемы помещения были такие большие, что, казалось, не видно сводов. Стены храма от паперти и по всей трапезной были заставлены иконами. При большом стечении народа… мужчины молились отдельно в церковной части, а женщины – в трапезной части церкви».

Близ Никольской надвратной часовни расположился почетный некрополь, где хоронили только с разрешения начальника губернии. Здесь покоились почетные граждане, такие как: Д.О. Зубов, П.М. Поляков, Ф.М. Синельников.

В 1895 году при Вознесенском храме стараниями купцов Барышниковых открывается церковно-Приходская школа для мальчиков. В 1904 году церковный староста Д.В. Барышников строит на свои средства одноэтажное здание церковно-приходской школы для девочек.

 

Успенский монастырь

 

В 1837 году единоверческий монах Мелхиседек (Якубовский) по благословению епископа Саратовского Иакова составил документ, озаглавленный «Краткая записка о раскольничьих монастырях, вновь возникших сектах и прочих тому подобных». Среди прочих монастырей Стародубья он называет Успенско-Клинцовский женский монастырь.

Клинцы тогда были одним из наиболее крупных старообрядческих посадов Стародубья. Как сказал протоиерей о. Тимофей Верховский, посад Клинцы «имел преимущество перед другими посадами как в умственном отношении, так и по торговым оборотам». Успенский женский монастырь разместился за мужскими: Преображенско-Никольским и Предтечевым Красноборским монастырем в урочище Полоса в 4 верстах от Клинцов. Уничтожению последний в 1848 году (как не принявший единоверия) не подвергся и просуществовал до 1933 года. А вот Успенскому женскому монастырю (в тогдашнем виде) не удалось избежать закрытия.

Позже в истории старообрядчества он вспоминается в связи с хиротонией клинчанина епископа Флавиана (Феодора Разуваева) в сан старообрядческого епископа, произошедшей 29 июня 1912 года. По своем рукоположении он посетил строящийся Успенский девичий монастырь. Есть основания полагать, что он благословил тогда сестер трехчастной иконой-деисусом, центральная часть которой была возвращена монастырю одной прихожанкой в 2006 году.

Термином «обитель» в дореволюционном старообрядческом и единоверческом быту назывались домовые поселения на манер монастырских келий близ посадских храмов. В памяти старожилов города всплывают имена таких обителей – Дубачинская, Княжных, Тиссейная. Так, возможно, Княжая обитель получила свое название от титула княжны Гагариной, принявшей иноческий постриг и жившей в собственных кельях рядом с Вознесенским храмом. Здесь обитель представляла собой несколько домов под одной крышей на купленной самими насельницами земле.

Исследователь клинцовского единоверия и старообрядчества М.В. Кочергина разыскала в Российском государственном историческом архиве свидетельства об имущественном порядке существования обительских земель. При покупки земли и зданий поручителями сделки выступали зажиточные жители посада – купцы. Здания обители принадлежали по купчим грамотам и духовным наследствам там живущим и передавались по завещанию последующему поколению инокинь-насельниц. Так, инокиня Минодора (Мария Авраамовна Лаптева), настоятельница Княжей обители, завещала свои кельи сестрам-инокиням. Среди которых была ее родная сестра, инокиня Анастасия, и ее племянницы-инокини: Серафима и Олимпиада. Там же в фондах РГИА имеются заключения чиновников Министерства внутренних дел, что все клинцовские обители подчинялись Успенской девичьей обители.

В Успенской девичьей обители, местонахождение которой называется территория посада Клинцы возле Храма Вознесения, была 21 изба. Поселенцев значится 29 клинцовских мещанок во главе с настоятельницей Ольгой Семеновной Васильевой.

В начале XX века в 1908 году, после отмены всяческих гонений на старообрядцев, Успенский девичий монастырь был возрожден. Старообрядческий журнал «Церковь» пишет: «В 1908 году 35 старообрядок посада Клинцы с благословения епископа Михаила возбудили ходатайство перед советом общины Преображенского храма с просьбой войти в Клинцовскую городскую думу о даче участка городской земли для женского монастыря. В XIX веке женских обителей в посаде было четыре с 250 насельницами. По независимым от старообрядцев причинам все они прекратили свое существование. Для начала дела имеются необходимые средства. Женщины-старообрядки надуются на помощь со стороны старообрядческих общин и благотворителей».

К 1912 году монастырь уже действовал. Проживали здесь как монашествующие, так и миряне (последние «монастырские» домики исчезли уже после Великой Отечественной войны). Обитель быстро стала центром религиозной и бытовой жизни. Здесь обучали шитью и вышивке. На монастырском кладбище производятся захоронения. Имеется свидетельство тогдашнего городского главы Н.В. Филатова о том, что 8 октября здесь умерла Ирина Яковлевна Иерусалимцева 72 лет.

В ГАБО хранится дело Женской обители во имя Успения Пресвятой Богородицы близ озера Вежье. Листов в нем не много – всего 5. Открывается дело инвентарной описью обители от 1923 года. Большевики заставили произвести инвентаризацию ценностей: колоколов записано 110 пудов, богослужебных книг 115. Икон различных: 254 писанных на дереве, 65 в металлических ризах. Опись свидетельствуют: председатель церковного совета Антип Петрович Смирнов, члены совета: Иван Федорович Соколов и Пелагея Ерофеевна Долгова. Там же имеется договор о… его нельзя назвать иначе как договором о разграблении.

Годом окончательного закрытия Успенского монастыря называют 1928-ой. В 1932-1934 для раскулаченных крестьян здесь был создан лагерь. Сколотили забор из толстой доски, поверх забора натянули проволоку. Поставили вышку. Через несколько лет, когда простых крестьян сослали на поселение, бывший лагерь был передан горздравотделу для пригородного хозяйства. В 1978 году на территории организовано подсобное хозяйство Треста столовых и ресторанов.

 

Клинцовское чудо

 

В 1922 Храм Вознесения Господня как и прочие храмы города Клинцы был лишен икон и богослужебной утвари. В 1930 году храм был закрыт, с него были сбиты купола, а он превращен в склад. О закрытии в 1930 году Вознесенского храма пишет краевед В. Кровко: «Последним покинул поверженный храм церковный староста Георгий Иванович Долгов, присутствующий при передаче храма окружному административному округу. Он плакал, целовал распятие в алтаре, просил прощения у Господа. У выхода из храма стал на колени и земным поклоном целовал святые доски храма. В тот же день были остановлены часы на колокольне Вознесенской церкви, более ста лет отмерявшие клинчанам время».

Святыни храма были уничтожены. Колокола и уникальные часы Ефросина были отданы в переплавку. Тогда же проезд на территорию церковного городка под надвратной Никольской часовней был заложен, тем самым получив дополнительное производственное помещение. Здесь стали изготавливать валенки инвалиды из Всероссийского общества слепых.

Вознесенский погост за более чем два века своего существования порос липами и кленами-великанами, достигающими до половины колокольни. На ветвях деревьев гнездилось множество птиц галок. Галок считают обладающими редкими способностями к звукоподражанию. Все прежние годы птицы были наблюдателями церковной жизни.

Невозможный для неверующего сознания случай рассказывали краеведу Б.М. Петрову городские старожилы; сначала Георгий Немчинов, а затем Николай Коцебо. В один из дней после сноса Вознесенской колокольни люди, проходившие по Верхней Бобылке, в зияющей пустоте, к какой они не могли еще привыкнуть после разрушения строения, увидели, что галки как-то необычно организованно выстроились на уровне, где ранее находился крест. Галки образовании из своих тел крест, размерами равный прежнему. Люди отчетливо слышали звуки, напоминающее песнопение из Божественной литургии: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Исполнь небо и земля славы Твоея». Видевших чудо было достаточно много, чтобы в городе возник общественный резонанс. Крест из птиц было видно издалека. Клинцовское чудо повторялось неоднократно. Была организована попытка стрелять в птиц Вознесенского погоста, но не одну птицу сбить не удалось.

Пение птиц и явление чуда креста продолжалось в течение 40 дней после сноса колокольни. В праздник Вознесения Господня этого же года птицы вновь поднялись в небо, собрались в виде креста, и люди расслышали песнопение «Свят, свят, свят». Именно тогда работающий в валюшне молодой слепец, неграмотный православный деревенский парень, работающий в бывшей часовне, молился про себя, прося у Бога прощения за работу в большой праздник.

По окончании смены, выходя из своего кустарного цеха, услышал давно слышанное им «Свят, Свят, Свят». Слепец поднял голову к небу и с его глаз начала словно спадать пелена. Он узрел свет и в свете том крест, в небе составленный из птиц. Прозрев, он пошел к своим незрячим собратьям и рассказал о произошедшем.

Продолжение событий было еще более необычайным. Молва множилась. В общежитие Общества слепых пришел следователь НКВД допросить прозревшего слепца. А на следующий день юноша был сам вызван в органы, чтобы подписать признательный протокол допроса о том, что он выдавал себя за слепого и не пойти на фронт. Слепец отказывается и остается арестованным в изоляторе. Угрожают ему привлечением к ответственности его матери как соучастницы симуляции. Он соглашается подписать признание, но как его подписать, если юноша неграмотен. Слепец берет перо, чертит вертикальную линию креста и… лишается дара зрения. Тюремный врач, после освидетельствовавший юношу (следователь с досады ударил того по голове пистолетом) подтверждает полную слепоту обвиняемого.

Не будет лишним привести еще одну апокрифическую историю, связанную с Вознесенской колокольней. Из бревен разобранной колокольни на ул. Пушкина было сооружено двухэтажное строение, сначала служившее общежитием для учащихся текстильного техникума, а затем музыкальная школа. Верующая старушка-уборщица пришла убрать классы поздним вечером, когда уже закончились уроки и все покинули школу. Она была удивлена, услышав из одного класса тихое пение. Женщина прислушалась и узнала в звуках акафист Пресвятой Богородицы. Пение прекратилась, когда она прошла к классу и включила свет. Но, сделав свое дело, уходя из школы, услышала оттуда же тихий плач. Тоже повторялось неоднократно и с другой сменившей первую женщиной-уборщицей. Только Господу ведомо, как призвать душу человека на покаяние.

 

Возвращение храма

 

В архиве храма имеется копия решения Исполкома Клинцовского горсовета от 29 сентября 1972 года № 873 «О передаче в аренду здания бывшей часовни, расположенной на земельном участке по переулку Богунского полка, № 4 церковному совету и общине верующих Троицкой церкви». В решении пишется: «Рассмотрев просьбу церковного совета и общины верующих Троицкой церкви…, учитывая, что здание Троицкой церкви уничтожено пожаром… Исполком решает: 1) Передать в аренду здание бывшей часовни, 2) Просить руководство УПП ВОС передать свободное помещение».

Когда предприятие ВОС из помещения храма съезжало, вся территория кладбища была завалена хламом отходов производства. К этому времени деревья-великаны, росшие на Вознесенском погосте, были вырублены. Пустая коробка стен церковного училища была снесена. Позже начата стройка многоэтажного дома (при этом надгробия кладбища были вывезены) На месте колокольни уже стояла городская типография.

Местные жители поколения 70-ых годов вспоминают множество почти вандалистских деталей, под ногами находились черепа из могил. Возможно, это были останки почетного гражданина посада Клинцы Ивана Ефимовича Токарева или Софьи Васильевной Смирновой (в девичестве Барышниковой) умершей в Нижнем Новгороде, но завещавшей похоронить себя близ Храма Вознесения.

Спустя почти 30 лет только два надгробия: фабриканта Д.О. Зубова и А.Н. Барышниковой. были обнаружены Р.И. Перекрестовым на бывшей территории склада Быткомбината. 20 апреля 2001 года надгробные камни и перенесены с материальной помощью предпринимателя А. И. Василенко и хлопотами клинчанина С.Г. Кудрявцева.

А тогда, в 1972 году оборудовать храм пришлось из любого подручного материала. Очень скоро в храме был установлен новый иконостас и были расписаны стены художником В. Фещенко. В храм второго этажа, освященный во имя Пресвятой Троицы, был привезен из Новозыбковского района пышный в стиле барокко (сейчас он разобран) иконостас.

 

Отец Андрей

 

Родился будущий священник 30 июня 1929 года. Родители о. Андрея, Иван Андреевич (родился в 1883 г. И прожил 96 лет) и Феофила Федоровна,  имели 6 детей, он был предпоследним.  Село Климовичи Горцовского района Гродненской области на Западной Беларуси располагалось почти на границе с Польшей. Советские безбожные порядки семью до военных лет не затронули и Жамойтины жили, кормясь делами рук своих. Семья была верующей и культурной. Старшая дочь Людмила еще до войны закончила Варшавский университет.

В 1936 году отрок Андрей поступает в начальную школу в своем селе, а в 1943 году заканчивает 7 классов. В 8 класс он едет в поселок Новогрудок, чтобы закончить школу, а затем поступать в строительный техникум. Видя, как отец Иван Андреевич все мастерит своими руками, Андрей давно уже мечтал о профессии строителя. Но мечтам о стройке рукотворенных храмин сбыться было не дано ко благу Церкви Христовой.

Веру свою юноша не скрывал, комсомольцем не был. Вполне в духе времени было то, что на родине, оказавшейся в составе СССР, у Андрея попросту  не приняли документов. В 1945 году, уже после Победы, 16-летний молодой человек поступает в Православную семинарию г. Вильнус.

В 1948 году Андрей знакомится со своей будущей супругой Ниной Станиславовной. В 1949 году они женятся, в этом же году 20-летний Андрей Жамойтин принимает иерейское рукоположение и становится отцом Андреем.  Первое место священнического служения после окончания семинария – белорусское местечко Жижма. Затем – служение в г. Лида Гомельской области.

В 1955 году о. Андрей становится священником Орловской и Брянской епархии. Сначала он служит в одном из храмов самого Орла, а затем переводится в п. Клетня (служит здесь 3 года). Именно там родилась  дочь Елена, которую в недельном возрасте перевозят к нам в Клинцы. Всего в семье Жамойтиных к переезду в наш город уже трое детей (старший – Юрий, затем – Николай и самая младшая – Елена). Семья обосновывается в небольшом домике близ Петро-Павловского храма (сейчас здесь проходят крещения). Бремя существования словно в осажденном замке принял 30-летний священник.

Прослужить пришлось здесь не долго. Осенью 1962 года храм как один из многих сотен по России был закрыт. Никак воспрепятствовать общей политике о. Андрей не мог. Оставалось только смиряться.

Служить стал о. Андрей в деревянной Троицкой церкви, стоявшей по ул. К. Маркса на месте нынешних девятиэтажек и здания СМУ. 8 февраля 1972 года храм уничтожил пожар.

Куда было деваться со школьниками детьми и начавшей болеть супругой? Некоторое время о. Андрей ездит служить в Карачев. Семья уже было начала упаковывать вещи, чтоб отправиться в г. Богородицк Тульской области, где священнику обещали приход, но хлопотами ли отца Андрея, милостью ли Божией г. Клинцы не остался без православного храма. Бывшую часовню Вознесенской церкви власти разрешили открыть. Начинается новый этап, продлившийся до 1991 года, когда был открыт для служб Петро-Павловский храм. Все эти годы священник был «под колпаком» КГБ. Просматривались все счета церкви, все личные траты.

Годы восстановления Петро-Павловского храма отец Андрей провел как прораб стройки. Непосильные заботы подорвали его здоровье. 11 мая 1995 года священника не стало. Сколько исповедей клинчан довелось выслушать о. Андрею за годы его службы? Сколькие приняли от него крещение? Он подлинно был строителем душ не одного поколения жителей нашего города.

В 80-ые годы  вместе с о. Андреем недолго служили о. Владмир Никишин, приехавший из Подмосковья и о. Георгий (…?), позже переехавший в Брянск. Во время болезни о. Андрея Жамойтина в Никольском храме служили иереи: о. Василий Лукашов и о. Валентин Колчин. Недолгое время в храме прослужил о. Федор Стрела, нынешний настоятель Покровского храма в с. Коржовка. Затем решением архиепископа Мелхиседека Никольский храм стал подворьем Свято-Успенского Свенского монастыря. Подворье размещалось в храме с 1994 по 2005 год. Чреду богослужений совершали иеромонахи: о. Тихон (Царапнев), о. Алексий (Тюрин), о. Митрофан (Охалов).

 

Простая соборность

 

Епископ Феофилакт, ревнитель монашества и многоопытный организатор, решил, что храм должен существовать как самостоятельный женский монастырь. 7 сентября 2005 года в Епархиальное управление была вызвана монахиня Зосима, восемь лет до того проходившая послушание в Николо-Одриной пустыни. Назначение настоятельницей новообразованной обители было для матушки Зосимы неожиданностью. Благочинный Клинцовского округа о. Василий Воликов был приглашен для помощи, и вечером этого дня м. Зосима со своим скромным монашеским скарбом прибыла в Клинцы.

Приход принял настоятельницу хорошо. Монастырь - это организм более серьезный, чем подворье. Бытность храма как подворья подготовило почву для существования на Клинцовской земле Православного монастыря. Монастырь это еще одна ступень молитвенной жизни. Монастырь требует трезвения, концентрации внимания, исполнения послушаний.

Трудно было организовать хор, достойный звания монастырского. Монастырь обращалась в Черниговское епархиальное училище с просьбой выделить певчих, хотя бы на праздник Пасхи. Приезжали девочки-студентки, помогали править службу. Сегодня настоятельница уверена, что чинное пение и благоговейное чтение нужно делать вместе с теми людьми, которыми дал Бог, добрыми чадами прихода. Регенты хора Ольга Болсун и Галина Капитанова после небольшого обучения и искуса уверенно ведут службу. Много помогали регенты хора Петро-Павловского храма С. Л. Гаевая и В. В. Егорова. Путь к благолепной строгой монастырской службе начат через терпения скорбей.

По предложениям Епархиального управления организуются паломнические поездки по святым местам. На площадке крытой лестницы в верхний храм в 2007 году была устроена звонница. Помогают все миром. «Раз Клинцы сподобились иметь монастырь, это не просто так. Господь видит жажду людей в духовности. Готовность идти этим тесным, но благодатным путем. Уверена, люди будут. Если сподобимся, увидим на Вознесенском погосте расцвет подлинной Православной жизни» - говорит матушка Зосима.

Найденная обитель

 

«Монах уходит из мира и посвящает себя служению Господу, - рассказывает м. Зосима. – Вообще у монаха должно быть три пути – в келью, в храм и в могилу. Восемь лет жизни в Одриной пустыни я чувствовала себя духовно комфортно. Выезжая из монастыря на автобусе, я даже шторочкой закрывала окно, чтобы не видеть мир. Назначение в город и переезд в новые местах меня пугали. Господь укреплял, обосноваться в Клинцах помогали многие. Морально поддержал и ввел в исторические координаты краевед Ромуальд Игоревич Перекрестов. Он рассказал о том месте, где я оказалась. Вместе с ним мы оказались на приеме у главы города. Р.И. Перекрестов решил провести экскурсию по городу. После посещения территории бывшего Иоанно-Предтечьего монастыря, т.н. «Полосы», мы проехали дальше от города. Местный житель  сориентировал на территорию Успенского монастыря. Поразило то, что территория была захламлена, а бревна строения оскверненной церкви были пронумерованы для разборки и вывоза. Я поняла, что частника, владеющего землей нужно искать как можно быстрее. Все дальнейшие события нельзя объяснить ничем как Божием Промыслом…»

С помощью Администрации города удалось узнать имя владельца земельного участка бывшего монастыря. Им оказался клинцовский предприниматель Н.К. Чумаков. По номеру городского справочника монастырь нашел брата собственника, который дал телефон того. В конце октября произошла встреча, при которой выяснилось, что Николай Константинович хорошо знает, что земля была раньше монастырем. Н.К. Чумаков рассказал, что раньше земля принадлежала с 1978 года Тресту столовых и ресторанов. Была задумка перевести по бревнышку здание храма, но со словами: «Не мы строили храм, не нам его сносить» он сделать это не позволил.

Мать Зосима сразу заявила о серьезных намерениях возрождать обитель, а как православный человек Николай Константинович внял ей. Что может предложить монах в награду за благодеяние? – Только же свои молитвы. Тогда же настоятельница монастыря сказала о намерении возродить также здесь православное кладбище, где бы сестры обители могли молиться за всех благодетелей и их родственников по их отошествию из мира сего. Через две недели, обсудив все «за» и «против» на семейном совете, Чумаков принимает решение подарить землю Успенской обители Никольскому монастырю. С полным осознанием своей доброй воли Николай Константинович говорит: «Это не подарок, это возвращение законного имущество его историческому владельцу – Церкви и ее монашествующим».

Большую помощь в процессе первоначальной организации монастыря оказал краевед Р.И. Перекрестов. Еще ребенком в 11-летнем возрасте он был здесь в оздоровительном лагере. Раскладушка его стояла в опустошенном храме «на ступенечке», тогда он не понимал, что эта ступенечка – амвон. По памяти он помог разбить на территории цветники на прежних исторических местах.

Прихожане монастырского храма откликнулись трудом. Старожилы вспоминали о том, что до Войны в монастыре была еще цела каменная, толщиной в рост ребенка стена, из камней которой потом был сложен свинарник. Вспоминали и о колодце. Был отрыт колодец в форме резервуара, специалисты датируют который серединой ХIX века, возникший по преданию после молитвы одной благочестивой старицы монастыря. Пол колодца был устлан бревнами и сюда в послевоенные годы приходили люди за вкусной родниковой водой.

Единоверие и признающее иерархию Старообрядчество не может восприниматься как нечто оппозиционное Православию. Одни догматы, одна история навсегда образует единое целое. Сплотила общая для христиан беда – гонения безбожной власти. Особенно единство утвердила кровь мучеников, пролитая в годы репрессий, связала общая участь храмов. Успенский монастырь сегодня действует как подворье Свято-Никольского монастыря.

 

Реанимация души

 

 Православные храмы на Руси всегда назывались лечебницами для душ. Монастырь же это реанимационное отделение Церкви. Господь создает монастыри на Небесах. А народ создает монастыри своей любовью. Сегодняшняя миссия православного человека – разгребать мусор. Мусор как в духовном смысле – грех в человеческой душе, так и в прямом смысле – восстанавливать из разрухи и небытия исторические средоточия Святого Православия. Молитвенным, духовным трудом человек восходит к Богу. Приводит к Господу и обыденный упорный труд. Новомученики Российские, пострадавшие за Веру, приложили свою кровь к крови, пролитой Господом на Голгофе. В сегодняшнем непростом мире мы имеем на Небесах сонмы молитвенников за нас. Господь ждет неподкупной любви, искренней жертвенности во имя спасения России. 

Свое послушание как настоятельница обители м. Зосима видит в катехизаторской работе в учебных учреждениях, прежде всего школах. 15 августа 2006 года по благословению епископа Феофилакта матушка присутствовала, когда в Хрустальном зале Администрации области подписывался договор о том, что во всех школах Брянщины вводится предмет Основы Православной культуры. А до того летом 20 июля она был послана на специализированные курсы в Троице-Сергиеву лавру.

На кого может положиться школа в освоение этого предмета. Ведь нужна поддержка как моральной, так и помочь в методическом оснащении. В трудную минуту учителя знали, куда им обратиться для консультации и поддержке. Приходили в  монастырь и ученики школ. А через два месяца 30 ноября 2006 года был проведен семинар для городских учителей в Гимназии №1 при поддержке ее директора Л.Д. Мартыненко. Учителя к тому времени узнали болезненные вопросы курса ОПК, те места, где нужна квалифицированная помощь. Школы приводят на экскурсию детей из школ в храм. Настоятельница провела открытый урок об устройстве и символике православного храма. Приходила группа студентов Педагогического колледжа, для них была проведена беседа о Таинствах церкви.

Но не только брать приходит в Свято-Никольский храм городская молодежь, но и давать. Юные каменщики помогали три года назад поправить гараж, обложить веранду-притвор. 8 сентября 2008 года на производственную практику сюда пришли будущие строители из ПУ№4. Практическое занятие во благо Божие. Разбивку цветников на территории Успенского монастыря пришли сделать школьники из  Средней школы №7 под руководством директора Л.Ф. Воиновой.

 

 

Источники и литература

 

Метрические книги единоверческой Вознесенской церкви п. Клинцы за 1851-1918 гг. – ГАБО, ф. 251, о. 1, д. 48-78

Книги брачных сысков Вознесенской церкви п. Клинцы за 1874-1901 гг. - ГАБО, ф. 251, о. 1, д. 79, 89

Отчеты церковного старосты Вознесенской церкви п. Клинцы за 1893-1915 гг. Д.В. Барышникова, - ГАБО, ф. 251, о. 1, д. 81 - 92

Дело об Успенской обители - ГАБО ф. 251, о. 1, д. 250

Черниговские епархиальные известия за 1901 год

Перекрестов Р.И. «Прошлое и настоящее Свято-Никольской церкви в Клинцах» - «Труд» 16 августа 2001 г.

Перекрестов Р.И. «Благоустроитель посада» - «Труд» 28 декабря 2002 года

Перекрестов Р.И. «Клинцовский летописец. Книга 1» - г. Клинцы, 2004

Кровко В. «Клинцам – 300 лет» - г. Клинцы, 2005

Свод памятников архитектурного и монументального искусства России. Брянская область – Москва «Наука» 1998

Петров Б.М. «Клинцовское чудо» - Клинцы, 2006 (неопубликовано)

Кочергина М.В. «Клинцовские старообрядческие монастыри, обители и храмы в 1760 – 2000 гг. Попытка реконструкции исторических событий и современное состояние» - неопубликованные материалы диссертации.

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru