ЯКУБОВСКОЕ  ЗНАМЕНИЕ Добавить в избранное
Сделать стартовой

Главная
 

Газета Правило веры
Храмы благочиния
Фотогалерея
Паломничество
Интересные ссылки
Вопросы священнику
Детская страничка
Жития Брянских Святых

9 марта 9 года Версия для печати

ЯКУБОВСКОЕ ЗНАМЕНИЕ

Увеличить изображение

Вокруг чудотворного образа Феодоровской иконы Б.М. сияет целый сонм святых благоверных князей Северо-Восточной Руси, устроителей государственности и радетелей нашей православной Церкви. В их числе и Александр Невский, недавно признанный самой выдающейся личностью русского народа («Имя России»). Высоко почиталась Феодоровская икона и в простом народе. В Малороссии, куда временно относилось наше Стародубье, были распространены списки с иных богородичных икон. Феодоровская икона встречалась у клинцовских старообрядцев. Вероятно, это связано с тем, что Даниловская волость, из которой вышел Василий Клинцов и ряд других первопоселенцев слободы Клинцы, ныне входящая в состав Ярославской области, в старину относилась к Костромскому уезду, и святыня Костромы была им хорошо известна. С одним из списков Феодоровской иконы, хранившимся в д. Якубовка Клинцовского уезда, связано чудесное знамение.

Деревня Якубовка входит сейчас в Мартьяновский сельский округ. Она расположена  на Стародубском тракте там, где он огибает с юга Окопское торфоболото. Рядом с Якубовкой находится один из массивов садовых участков клинчан. Как и у большинства клинцовских деревень, у Якубовки имеется второе название – Залепеевка. Рядом с Залепеевкой находится интернат для детей с отклонениями в развитии. Якубовка состоит из двух близко расположенных поселений – деревни Залепеевка и хутора Дышёвка. Якубовка существовала уже в 1767 году, когда она состояла из шести крестьянских изб и принадлежала графу Моисею Владиславичу (по происхождению боснийский серб).  В этом же году он продал её за 800 руб. сотнику Якимовичу. В отличие от зависимых залепеевских крестьян, хутор Дышёвка, видимо, был поселен лично свободными казаками. В 1858 г. в Якубовке было 19, в 1897 г. 23 двора (141 чел.). В это время она входила в состав Великотопальской волости Новозыбковского уезда и была приходом Рождества-Богородичного храма (известен с 1609 г.) старинного села Душкино. Из Якубовки вышел герой гражданской войны Дотоль, командир одного из полков дивизии Щорса, позже – комбриг, репрессированный в 1937 г. как член группы маршала Блюхера.

Рядом с Якубовкой, на месте нынешнего интерната, до революции находилась усадьба землемера М.С.Пушкаренко-Овсеенко – хутор Семёновка. Дворяне Пушкаренко-Овсеенко происходят из небогатой казацкой старшины Стародубского полка, а по женской линии ведут свою родословную от соратника Богдана Хмельницкого полковника М.Пушкаря. Второю женою землемера была внучка Фёдора Фомича Овсеенко Елизавета (из другой ветви того же рода). Её отец Митрофан Фёдорович имел чин коллежского асессора (штатский майор), где-то служил, поездил по стране. Предположительно, именно он привёз в родовое гнездо (хутор Овсеенков) список иконы Б.М. Феодоровской, покровительницы своего отца, а Елизавета Митрофановна, выходя замуж, увезла образ с собою из Овсеенкова в Семёновку. Владелец усадьбы умер в 1913 г., а в революцию она была национализирована, вдова устроилась в Клинцах. В те годы при разорении таких мелкопоместных гнёзд их хозяева, а также священники обычно раздавали свои крупные, богатые домовые иконы друзьям из крестьян ближайших сёл.

С 1919 г. Советская власть вела бешеное наступление на Русскую Православную церковь. В 1921-1922 г. под предлогом помощи голодающим Поволжья церковь была ограблена. Лишь небольшая часть конфиската была использована для закупки продовольствия, а остальное ушло на подготовку денежной реформы 1923 года. При этом были изъяты и безжалостно уничтожены многие церковные древности и святыни. Изымались и оклады икон, принадлежавших семьям священников. Велась и оголтелая, большей частью топорная, поистине мракобесная антицерковная пропаганда. Кампания по планомерному ослаблению влияния церкви в полном объёме захватила Клинцы и Клинцовский уезд. Вот несколько примеров.

На Рождество 1923 г. в Народном доме Клинцов (ныне ДК «Современник») устроили комедию «Суда над богом». «Суд» постановил:

«Именем победившего пролетариата, грядущего коммунизма и всесильной науки ПРИЗНАТЬ:

1) Что подходящего под понятие «бог» в мире нет.

2) Что бог создан воображением дикаря.

3) Что буржуазия всеми средствами поддерживает легенды о боге в своих классовых интересах, в чём ей помогала продажная каста духовенства.

А посему ПОСТАНОВИЛ:

1) Объявить бога несуществующим.

2) Приверженцев бога язычника и жреца сдать в музей.

3) Душеприказчиков бога, его продажных защитников отправить в рай.

Сахарозаводчика Терещенко отправить к богу.

Приговор привести в исполнение Клинцовскому уполномоченному ГПУ тов. Гельмесу».

В заключение балагана участвовавшие в нём паяцы исполнили «Интернационал» (см. газ. «Труд» от 10.01.1923 г.). Через четырнадцать лет многие из них припомнят, что слово Бог они писали с малой буквы, а уполномоченного ГПУ величали с большой, но будет уже поздно. А люди верующие знали, что Бог поругаем не бывает, понимали, кто стоит за такими «комедиями». Непонимающим старалась помочь труппа клинцовского Народного дома (находился в том же здании ДК «Современник»), поставившая пьесу «Пророк антихриста», где под этим саморазоблачительным именем был показан мятежник-революционер (см. газ. «Труд» от 25.11.1925 г.). В то же время в стране происходили многочисленные обновления икон и куполов храмов и кровоточения из крестов, знаменовавшие эпоху страшных испытаний для православной веры. Все обновлённые иконы немедленно отбирались органами дознания, их владельцы, свидетели и священники, служившие перед ними молебны, попадали на скамью подсудимых (см. журн. «Новый мир», 1992, №6, с. 234-236).

Практически одновременно с прославлением в Клинцах антихриста, в декабре 1925 г. в доме одного из жителей д. Якубовки неожиданно обновился список Феодоровской иконы, бывший уже довольно потемневшим. Видимо, этот образ был передан на деревню из национализированной Семёновской усадьбы Пушкаренко-Овсеенко. Чудо обновления засвидетельствовал священник храма с. Мартьяновка (эта церковь сгорела перед Великой Отечественной войной от удара молнии) о. Иоанн Масягин, служивший перед знаменосным образом. Масягин был взят ГПУ. Чекисты изъяли и обновлённую икону. Сведения об этом попали в местную печать (см. газету «Труд» от 13.12.1925 г.). После Великой Отечественной войны старожилы говорили, что под видом обновлённого гэпэушникам был отдан другой, совсем новый список Феодоровской иконы, а чудесный образ надёжно спрятан. Такой ход событий вероятен, так как в Клинцах ещё имелись искусные иконописцы (правда, из старообрядцев), которые могли изготовить нужную копию, но неизвестно, было ли у о. Иоанна время для такого заказа – ГПУ действовало стремительно. В пределах благочиния обновлённый образ больше не появлялся.

Описываемые события произошли всего 83 года назад. Кто-то из верующих старожилов деревень Якубовка, Лутенск, Мартьяновка и Корневка мог слышать о Якубовском чуде непосредственно от своих родителей, бывших современниками обновления Феодоровской иконы. Возможно, они могут сообщить в благочиние подробности этой чудесной и драматической истории.

 

Борис ПЕТРОВ,

действительный член РГО РАН

 все новости»

 
 

главная ~ газета "Правило Веры" ~ храмы благочиния ~ Фотогалерея ~ паломничество ~ интересные ссылки ~ вопросы священнику ~ о проекте ~ Клинцы.RU
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
 

Православные Клинцы
Замечания и предложения по работе сайта: hram@klintsy.ru