В жизни древней Церкви еще с апостольских времен был установлен 40-дневный пост, посвященный примеру Господа, находившегося в пустыне после своего Явления и искушаемого дьяволом. Определяя продолжительность поста именно 40 днями, Церковь вспоминает ветхозаветных пророков Моисея и Илию, также временем своего сугубого воздержания определяли именно 40 дней.
Традиция соединения сорокадневного поста — св. Четыредесятницы с постом в Страстную Неделю также известен издревле, и именно время Четыредесятницы предворяло дни воспоминания Крестных страданий Спасителя. Однако свое название "Великий" он получил скорей не от числа дней, а по особенной важности и особенного значения. Многодневных постов в году четыре, но Великий Пост самый строгий и главный.
Для чего нужна такая строгость? Для укрощения плотских страстей, живущих в нас, ибо труд поста направлен на то, чтобы он облегчил душу от тяжести грехов и легким сделал бремя заповедей Христовых.
Великопостное богослужение составлено таким образом, чтобы оно побуждало верующих к молитвенному сокрушению о грехах. Любая пышность и торжественность в нем уменьшается. Священнослужители облачаются в темные, траурные ризы; Царские врата открываются реже, освящение ослабляется; песнопений бывает мало, слышится все больше чтение псалмов; коленопреклонения учащаются. Изменяется и общий состав богослужений. Вечером, вместо Всенощной, совершается Великое повечерие, соединенное с Утреней. Утром совершаются Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня, в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
По воскресениям совершается полная Литургия Св. Василия Великого, но и в воскресные службы св. Церковь внесла воспоминания соответствующие общему смыслу и назначению Великого поста, как времени сугубого покаяния.
В первые четыре дня на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху "Помилуй мя, Боже, помилуй мя".
В первое воскресение Великого поста совершается чин "торжества православия" в память восстановления почитания Св. Икон; затем следует Крестопоклонная неделя: воспоминаются такие светочи Православия как Григорий Палама и Иоанн Лествичник. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние св. Марии Египетской». Жизнь св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой Богородице" с чтением акафиста, целью которого является утверждение в надежде на Небесную Заступницу, избавляющую и от видимых и от невидимых врагов, искушающих верных по приближении Пасхи.
В седмичные дни Св. четыредесятницы не совершаются в храме панихиды. "Сорокоуст" не бывает в Великом посту и Пасхе, а начинается с Фоминой недели.
Дни Великого поста - это время спасительное, время, когда Божественное Слово снимает с очей наших пелену греховной ночи, и мы вступаем в область света, область духовного делания. Необходимо горячее желание освободить самих себя от уз греха и вступить в союз с добродетелью.
Постараемся поговеть и принять святые Христовы Тайны, зажигающие в нас любовь, зарождающие добродетели, дарующие силу против искушений, оживляющие душу и тело, преграждающие власти лукавых демонов.
Молитвы и песнопения великопостного богослужения и порядок их содержаться в книге "Триоди Постной", служба по которой начинается с воскресенья недели "Мытаря и Фарисея».
Устав Церкви приписывает во время Поста большее совершение поклонов особенно земных. Поклон - выражение чувства благоговения перед Богом, это телесное сокрушение о своих грехах, это акт смирения и послушания. Все церковные молебствия во время Поста объединены единым смыслом: "Пока не поздно, покайтесь. Перестаньте жить в пустой суете, просите у Господа сознания своих грехов».
Иерей Сергий КУЗНЕЦОВ.
|