Газета "Правило Веры" 8 сентября 2008 года

Город церквей



Увеличить изображение

Живая история

 

Первый Свято-Георгиевский храм с высоченной пятиярснуй колокольней, поражающей своими размерами, к которому мы подъехали оказавшись в Болхове, восстановлен с наружи, но совершенно пуст внутри. Такое положение дел мы еще не раз встретим,  объезжая улочки города. От храма открывается великолепная панорама на «Красную гору», где расположился самый крупный в городе Преображенский собор.

От Болхов был основан не позднее XIII века, став не только городом-крепостью, защищавшим от врагов южные границы Древней Руси, но и великой крепостью духа. До революции называли его вторым Суздалем. В царствование Ивана IV Грозного в 1556 г. на Красной горе, при впадении в р. Нугрь р. Болховки, была построена деревянная крепость – «острог» с 11 башнями, окружность которой достигала 900 м. По территории края пролегла Свиная дорога (шлях) – один из главных путей вторжения крымских татар в русские владения. С 7 по 19 октября 1565 г. длилась славная оборона города от воинства хана Девлет-Гирея. Она привлекла особое благоволение царя, который, объезжая южные крепости, на следующий год посетил Болхов.

Антиохийский патриарх Макарий III в 1656 г. встречал Пасху в одной из Болховских церквей. В 1681 году по предложению царя Федора Алексеевича, в числе новых архиерейских кафедр решено было образовать в Болхове независимую епископию, но средств оказалось недостаточно, и город с его 16 церквями и двумя монастырями остался, как и раньше, в Крутицкой митрополии.

 

Собор

 

Через пять минут мы уже находимся на Красной горе. Машину ставим рядом с памятником Ленину. Идем в Преображенский собор. До начала возрождения города действующими были только две церкви – Введенская и Рождества Христова. Преображенский собор начали восстанавливать первым. Он открылся в 2004 году. Главная святыня здесь – мощи праведного Георгия Чекряковского в небольшой деревянной раке. В следующем номере газеты мы расскажем о нашей дальнейшей поездке в Спас-Чекряк.

величественный шестипрестольный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1841-1851 гг. на вершине Красной горы - главная святыня города. К 1833 г. мастерами из Мценска и Болхова была выстроена четырехъярусная колокольня в стиле позднего классицизма (доныне на высоте около 40 м. сохранились часы, подаренные врачом М.П.Соломко). Но старый собор оставался тесен, и обеспокоенный этим староста купец И. Д. Акулов намеривался пристроить к нему с юга придел во имя Печерской Божией Матери, на что ему было особое изволение Царицы Небесной. Его сват, опытный в строительстве купец Ф. Г. Шестаков указал на невозможность пристройки и в шутку посоветовал построить новый собор. И Акулов горячо уверовал в это, надеясь на помощь Свят. Николая Чудотворца. Проездом у Акулова побывал Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), одобривший его замысел.

Собор вмещал до 4500 человек, особенно поражает просторный и светлый верхний храм. Из церковных древностей в нем сохранялись резной образ Свят. Николая Чудотворца, перенесенный из Новгорода при Иване Грозном; дары И. И. Ржевского и царевны Софьи. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 20 км. Издревле от Преображенскаго собора совершались семь крестных ходов. Собор был закрыт в 1930 г. и использовался под склад райпотребсоюза. Полностью погибло его богатое внутреннее убранство, в годы войны горело хранившееся там зерно. В 1960-е гг. храм собирались разобрать.

Узнаем, что в старом, бывшем на месте этого собора, был Петр I. В июне 1706 г. по пути в Киев для богомолья и закладки крепости посетили Болхов Петр I с царевичем Алексеем. В Преображенском соборе они присутствовали при возведении в сан архимандрита настоятеля Оптина монастыря о. Сергия. С 1708 г. Болхов как центр уезда находился в составе Киевской губернии.

Рядом с Прображенским собором восстанавливается Троицкий храм характерной архитектуры XVII века. «Дивное узорочье» в стиле московских посадских церквей XVII века. Вход в него закрыт, отделана пока только колокольня.

 

 

Культурный центр

 

Большинство церквей построено в середине ХVIII века -  времени расцвета храмостроительства в Болхове, отличавшемся «многолюдством благочестивого народа». Были возведены сохранившаяся доныне Георгиевская и частично уцелевшая Благовещенская церкви, утраченные церкви: Петропавловская (1718), Никольская в Гончарной слободе (1735), Вознесенская (1740), Покровская (1740), Казанская (по прежнему храму, посвящение которого сохранилось в приделе - Сергиевская, 1741). Большинство храмов были трехпрестольными, и при сравнительной бедности (до конца XVIII в. многие священные сосуды были из олова), имели значительные штаты священнослужителей.

Не могли мы не зайти в местный краеведческий музей, расположенном в одном из старых особнячков на центральной улице. Многоэтажных домов здесь не видно не одного. Город был и значительным культурным центром. В Болхове родился и был крещен в соборе поэт А. Н. Апухтин (1840-1893), отец которого, отставной майор, был уездным судьей. В имении Апухтиных Павлодарь поэт провел свои ранние годы, здесь бывали П. И. Чайковский, И. С. Тургенев и А. А. Фет (последние обычно останавливались на Болховском постоялом дворе, отправляясь на охоту). Уроженцы Болхова - профессор Варшавского университета, историк Н. П. Барсов (1839-1889), краеведы и общественные деятели Н. Г. Соколов (1894-1942) и Н. П. Барышников (1830-1892), геолог, академик Н. М. Страхов (1900-1973). Здесь бывал Д. И.Фонвизин. В селе Большая Чернь родился поэт, драматург, композитор, виолончелист А. А. Плещеев (1778-1862). У своего друга подолгу жил В. А. Жуковский, останавливался композитор А. А. Алябьев. В 1793-1803 гг. в усадьбе Плещеевых подолгу гостил Н.М.Карамзин. В имении Кривцово (Лаврово) жили автор выдающихся трудов по сельскому хозяйству И. В. Лавров (1804-1870), которого посещали И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, В. П. Боткин.

Болхов называли «младшим братом Суздаля» или «вторым Суздалем» - за благочестие жителей, которое выражалось и в строительстве множества храмов, установлении многочисленных крестных ходов. Будущий старец-иеросхимонах Алексий Симоновский (в мантии Адриан), тогда Василий Блинский, в елизаветинское время служил шесть лет в расквартированном в Болхове Ширванском пехотном полку. Особенно часто он посещал мужской монастырь. Там он сподобился видения собственного пострига, а от Болховской юродивой Февронии получил обетование будущего священства. Тайно целыми ночами, зимой, без обуви, он молился на колокольнях Болховских церквей, подражая древним столпникам, а утром спускался к литургии; ловил в Нугре рыбу, продавал ее, а деньги раздавал нищим. В Болхове родились также его келейник и жизнеописатель, будущий иеромонах Иона, и устроитель Тихоновой Калужской пустыни (ее настоятель в 1855-1895 гг.), архимандрит Моисей (Красильников). О. Моисей происходил из благочестивой купеческой семьи, вероятно, прихожан «Николы Пахотного» и с детства особенно почитал Иерусалимскую икону Божией Матери, с молитвы перед которой начался его иноческий путь в Оптиной.

 

Город-памятник

 

Следующий храм, куда мы поехали был Христорождественский храм, где находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Там как раз начиналась служба. Ветхое неуютное убранство. На службе – почти никого. Невольно задумываешься – храмы то восстановят, вот только кто в них будет ходить… Пусты и городские улицы.

В первой половине XIX в. священником храма был о. Николай Васильев. В Болхове родился его сын, будущий профессор Академии художеств, академик Михаил Васильев (1830-1900). Специальностью его являлась церковная живопись: Васильев работал в московском храме Христа Спасителя, соборах в Париже, Житомире, Риге, церкви на Братском кладбище в Севастополе. Современники отмечали, что его «образа отличаются благородством сочинения, строгостью рисунка, приятностью красок и выдержанностью стиля в духе Православия».

К 1917 г. в Болхове было 28 церквей. Все приходские храмы были каменными и отличались высотой колоколен. По ним именовались главные улицы города: центральная Большая Никольская, Воскресенская, Архангельская, Ивановская, Петропавловская (Некрасовская), Сергиевская (Воровского), Покровская (Лескова), Никитские (Фрунзе).

Но наступили иные времена. Уже на Пасху 1918 г, в селе Усть-Нугрь в собственном доме были зверски убиты красноармейцами священник Иоанн Панков с сыновьями Петром и Николаем. В 1930-е гг. уничтожили четыре монастырские церкви, Петропавловский, Казанский, Покровский, Архангельский храмы.

Полностью разорено было старое Архангельское кладбище. По воспоминаниям жившего близ храма протоиерея Василия Ермакова, уроженца г. Болхова, настоятеля Серафимовской церкви в Санкт-Петербурге, в 1936 г. в стенах кладбищенской церкви выломали отверстия, вставили дубовые столбы и подожгли их. Горел храм около четырех дней, пока не рухнула колокольня.

Болхов был центром противодействия обновленчеству в Орловской губернии. За это настоятеля Троицкого монастыря, первого викарного епископа Болховского (с 1921 г.) Даниила (Троицкого), родного брата Священномученика Иллариона, в 1922 г. сослали в Хиву. Он был одним из двух епископов, хиротонисавших Свят. Луку (Войно-Ясенецкого), в 1934 г. принял мученическую кончину. В 1931-33 гг. возникли два дела о «контрреволюционном заговоре церковников» в Болховском районе. Только по второму из них проходили 36 священнослужителей. В Орловском крае к 1941 г. действовала одна церковь.

В руинах ныне Благовещенская (Никитская) церковь (1740) на высоком берегу р. Болховки, Воскресенская церковь за Нугрем (1827), где находились склад и электростанция. На стене – просьба не валить здесь мусор. Из кирпичной стены вылезла гигантская береза.

Ориентируясь на купола едем к скурывшейся в проулка церкви. Это одна из нововостановленных красивая церковь во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (1800 год), здесь были склад пенькозавода и производство электромоторов. Приходская жизнь здесь закипит не скоро.

 

О. Вечорко, фото автора

http://www.hram.klintsy.ru/