Газета "Правило Веры" 14 января 2008 года

Открытый урок



Увеличить изображение

Ребята 4 класса Прогимназии № 1 вместе с учителями пришли в Петро-Павловский храм, чтобы провести здесь открытый урок по предмету «Основы православной культуры» на тему «Устройство православного храма».

 

Войдя в храм, дети устремились к церковной лавки, чтобы купить свечи. Основываясь на свои знаниях, а они изучают Православие уже второй год, отправились поставить их к подсвечникам. Учитель Нина Алексеевна и воспитатель Ирина Геннадьевна собрали своих питомцев в центр храма. И наша открытый урок начался.

Ребятам было рассказано о трехчастном устройстве храма, композиции иконостаса. Подняв головы вверх, школьники рассматривали настенные росписи. Им, родившимся в конце 90-ых было трудно представить, что прекрасный храм был разорен безбожниками. Они искренне удивлялись, узнав, что здесь была спортшкола.

Пришедший после совершения Таинства Крещения священник отец Виктор Киселев воцерколял новокрещенного младенца, а затем причащал его. Мальчики и девочки с  интересом наблюдали за этим. По окончании урока матушка Людмила вручила гимназистам маленькие иконы-складни. Она позвала детей приходить в приходскую воскресную школу.

 

Как правильно креститься

Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий - со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: \"В Церкви все благообразно и по чину да бывает\". Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: \"Верный в малом и во многом верен\" (Лк. 16, 10).

Какое же крестное знамение будет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца - плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца - образ двух природ Иисуса Христа).

Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка - поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

 

Поведение в храме

 Православный храм - это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев губную помаду. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся. Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными или птицами. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения \"Херувимской\" и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до \"Отче наш\"). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам. Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

 

Свеча 

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти - подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей...

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

 

«Азы Православия», материал подготовил О. Вечорко

http://www.hram.klintsy.ru/