Газета "Правило Веры" 13 октября 2007 года

Икона Небесного града



Увеличить изображение

Не от мира сего

 

Монастырь можно увидеть уже через 5 минут ходьбы в сторону центра города. Но идти до него долго, лучше поехать на маршрутки от привокзальной площади. Неожиданно слева на холме за деревьями над высокой крепостной стеной открывается величественный храм с множеством куполов.  

Через арку под Входоиерусалимской церковью попадаем на монастырскую территорию. Воскресенский собор со многими приделами, куполами с крестами уходит прямо в небо. Душу охватывает почти физическое чувство некой космичности этого места. Весь монастырь - обращение к Небу, непрестанное, радостное славословие Бога, и поэтому вбирающий в себя, отображающий в себе Божественную любовь, ее мощь, грандиозность и теплоту одновременно.

Монастырь строил Святейший Патриарх Никон. Он нашел место под Москвой, которое по ландшафту напоминало Святую Землю, приобрел эти земли для Церкви и устроил здесь все по подобию Святой Палестины, тех мест, где ходил Господь в Своей земной жизни. Сюда Патриарх удалился, когда оставил Патриарший престол, из этой обители он был вызван на судилище и отправлен в ссылку. Строительство монастыря завершилось без него.

Монастырь был закрыт при большевиках в 1919 году. В 1941 году Воскресенский собор был взорван отступавшими немецкими войсками. Но уцелели все устроенные и освященные Патриархом Никоном приделы - Успенский, Разделения риз, Предтеченский, где ныне покоится в гробнице под спудом тело Святейшего, к гробнице над которым можно приложиться. Рядом икона святителя Никона как местночтимого святого.

В России каким-то чудным образом оказалось возможным создание такого монастыря - пространственной архитектурной иконы, которая 6олее нигде в мире не воплощена - это какая-то, наверное, и особая участь, и тема для осознания для всего народа. То, что это оказалось возможным для воплощения во время Патриарха Никона и его руками - тоже, наверное, особый Промысл Божий.

В середине 17 века, когда происходит закладка и строительство этого монастыря, идея Москвы - Третьего Рима практически была воплощена. Стояла куда более великая задача - сохранение Вселенского Православия и освобождения от иноверческого пленения других Православных царств и поместных Церквей. Русские ощущали себя способными взять на себя эту сверхзадачу, понести этот крест. Патриарху Никону - суровому аскету, молитвеннику и выдающемуся государственному деятелю - суждено было явить рубеж эпох, поколений, культурных традиций. Он утверждал Русь Святую - Новый Израиль.

 

Богословие в камне

 

Икона есть окно в горний мир, и через это окно исходит в наш дольний мир благодать первообраза, Божественные энергии. Новый Иерусалим, являясь иконой и горнего мира, и образом, иконой земного, палестинского Иерусалима, вносит в этот мир, преображая его, эту энергию Божию, которую человек может ощущать лишь духом.

Говорят, что у того, кто однажды посетил Святую Палестину, Храм Гроба Господня, возникает иногда так называемый «Иерусалимский синдром». Человек всегда хотел бы вернуться в эти места. Так же и здесь. Однажды побывав в Новом Иерусалиме, неизъяснимо прикипаешь душой к этому месту и всегда стремишься вернуться сюда. Оказываясь в этой иконе, в непонятном, невыразимом ощущении попечения благодати Божией, когда нет слов, а есть только ликование души, не замечаешь людей, которые находятся рядом. Ты один с Богом.

Это изумительные места. О них много не скажешь, это необходимо видеть, чувствовать, переживать. И только сердечное переживание дает ощущение этой правды, этого торжества Горнего мира. Ангельский чин видеть невозможно человеку. Но тем не менее в Новом Иерусалиме мы сейчас уже научаемся тому, что в жизни горней мы будем находиться среди Сил Небесных и будем их зреть. Мы сейчас уже их наблюдаем в этом месте - в монастыре много иконописных и иных изображений ангелов. Над местом обретения Креста Господня, как и в Иерусалиме, - Церковь равноапостольных Константина и Елены. Когда устраивался этот храм, на месте, где в Иерусалиме Царицей Еленой был обретен Крест Христов, здесь забил источник. Его освящали всегда в Богоявление, отсюда пил Святейший Патриарх Никон воду. Сейчас колодец расчищен.
Когда гуляешь по обводному рву вокруг церкви Константина и Елены, возникает, говорят, ощущение улочек старого Иерусалима, а отсюда смотреть на громадину собора - действительно плывущий в небе город, с большими куполами храмов. Правильное именование - Святого Живоносного Воскресения Христова монастырь Нового Иерусалима. То есть монастырь - принадлежность Нового Иерусалима.

Как рассказывают, пасхальное богослужение здесь проходит, как в Храме Гроба Господня. Вынос плащаницы производится с Голгофы, от креста, где распинается Христос: плащаница переносится под пение дивного канона на камень помазания. Как и в древнем Иерусалиме, она усыпается лепестками роз, остаются открытыми только лик Спасителя и Его руки. После чина погребения и Крестного хода плащаницу снимают с камня погребения и уносят в Гроб Господень, который запечатывается. Все исходят из храма в сретенье Христу под пение, входят в храм - уже двери Гроба распахнуты, Христос воскрес! Идем вдоль всех Страстных приделов. В этом соборе, как ни в каком другом храме, есть возможность реально переживать Евангельские события.

 

Скит патриарха

 

Поплутав по ходам на крепостных стенах, выйдя с обратной стороны, мы идем по Гефсиманскому саду за оградой монастыря к скиту Патриарха Никона, или отходной Богоявленской пустыни, куда Святейший удалялся в посты на молитвенное стояние. В саду много поваленных вековых деревьев. В 2002 году здесь прошел сильный ураган, говорят всего в каких-то десяти метрах от скита.

Именно Патриарх Никон по Промыслу Божьему был призван на особое служение в истории Русской Земли. Никита Минов (так его звали в миру) родился в мае 1605 года близ Нижнего Новгорода. Путь его жизни просто выдающийся. Это путь от простого крестьянина, еще в детстве оказавшегося без матери, претерпевшего многие страдания - мачеха его избивала. В двенадцатилетнем возрасте он уходит в монастырь. Затем возвращается домой в девятнадцатилетнем возрасте, он вынужден принять заботу о хозяйстве, женится. Стремление служить Богу приводит его к священству. Но все трое детей отца Никиты Минова и его матушки умирают, и в этом будущий Патриарх видит Промысл Божий. Они с женой принимают решение принять монашеские обеты. Отец Никита уходит в знаменитый Соловецкий монастырь, принимает там постриг с именем Никона. Он клал до тысячи поклонов в день, вычитывал каждую ночь полностью Псалтирь.

В 1646 году будущий Патриарх знакомится с Царем Алексеем Михайловичем, и в этот период начинается их дружба: сурового аскета, умудренного жизненным опытом, укрепленного духовными подвигами, и молодого Царя. 25 июля 1652 года совершилось поставление Никона на Патриаршество. Свидетельства того времени дают нам описание незаурядных духовных и физических способностей этого человека, его величайшего смирения.
Всегда его душа стремилась к переживанию Небесного Града - Града Иерусалима, той обетованной земли, которую и попытался устраивать Патриарх в Земле Русской. Он понимал Русь как большой монастырь, жизнь в котором должна быть устроена по заповедям Божиим.

 

С. Черкасов, фото автора

 

 

http://www.hram.klintsy.ru/