Газета "Правило Веры" 12 мая 2007 года

Карачевский монастырь



1.

 

Карачевье упоминается в Ипатьевской летописи, датированной 1146 годом. Название места происходит от слова тюркского происхождения, крымско-татарское «карачи» значит \"верный слуга, наблюдатель, министр\". С 1246 город - центр Карачевского удельного княжества. С 1396 находился под властью Литвы. С 1503 в составе Московского государства. Во время польско-литовской интервенции начала 17 в. разрушен поляками. В 1662 разорён крымскими татарами. С первой половины 18 в. известный торговый город. В 1868 через Карачев прошла Риго-Орловская  железная дорога.

Монастырь располагается  за рекой Снежеть в слободе Бережок, являющейся такой же частью города, так, например, у нас Стодол, некогда бывший отдельным поселением, но давно сросшийся с городом. Три года назад в августе 2004 года постановлением Синода русской православной церкви было решено сделать Воскресенский  приходской храм монастырем, чем была восстановлена историческая преемственность. До екатерининских времен, 1764 года, здесь существовал Воскресенский монастырь, называвшийся иначе Тихоновою пустынью.

Основание этого монастыря принадлежит священноиноку Тихону. В древнем синодике Воскресенского монастыря написано, что преподобный Тихон “преставися в 1609 г. августа и погребен в основанной им обители с южной стороны церкви в особом приделе». Над могилою его было устроено каменное надгробие и положен камень с надписью о времени кончины почившего, но сегодняшнего дня оно не сохранилось. Как не сохранились и некогда богатые в стиле барокко росписи храма. Кое-что цело только в верхнем храме и его трапезной.

Существовало предание, будто преподобного Тихона, устроившего в лесу себе келью, заметил крестьянин-охотник и донес о нем помещику-землевладельцу. Келью стали искать, но долго найти никак не могли. Взбешенный долгими поисками и  самоволием подвижника помещик взмахнул на отца Тихона плетью, чтобы ударить того. Но воздетая для удара рука внезапно словно окаменела в воздухе. В страхе и ужасе помещик принялся умолять преподобного: «Отче, прости меня и помолись за мя ко Богу, за простит, что я поднял руку на святыню Его. Бери, что хочешь. Деньги и землю, только верни мне мою руку!». Помещик отвел для монастыря достаточный земельный  участок.

По монастырскому преданию преподобный Тихон нес подвиг столпничества. Он подвизался на каменном столбе, возвышавшемся над вторым этажом монастырской церкви, где устроена небольшая круглая келейка и где висел вестовой колокол, извещавший мирных иноков о приближении крымских татар, которые некогда производили частые набеги на Карачевский уезд (это было до покорения Иваном Грозным Казани).

Память Преподобного Тихона чтится местными жителями 16-го июня. В дореволюционные годы из городского собора совершался сюда крестный ход, возле храма устраивается ярмарка, продолжавшаяся неделю. За Воскресенским монастырем значилась вотчина: “по реке по Снежети вниз левый берег по Брянский рубеж с упалыми речками и рыбными ловлями и с бобровыми гоны и с хмелевыми болоты”.

 

2.

 

В 1615 году тогдашние постойки монастыря были сожжены полностью. Польско-литовские отряды, уходя от войск воевод Михаила Дмитриева и Дмитрия Скуратова, подожгли караческие и кромские поселения и скрылись в Курск. Уцелевшие иноки нашли тогда себе прибежище в Светском монастыре.

Воскресенский монастырь упоминается в 1654 году (в предыдущем, деревянном варианте) в описании путешествия антиохийского патриарха Макария, составленного его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Цитируем: «Раньше, чем мы достигли города, мы посетили монастырь поблизости него. Монастырь окружен рощей кедров, удивительных по высоте… Мы взошли в церковь по высокой лестнице. Церковь окружена галереей с тремя дверями и входами с трех сторон. Колокольня весьма высока, восьмиугольной формы, на ней приподнятый купол с крестом…». Далее архидьякон Павел восхищается мастерством русских иконописцев, плотников, позолотчиков.

В 1680 г. карачевский Воскресенский монастырь был приписан к Воскресенскому монастырю, именуемому Новый Иерусалим. Тому самому, построенному патриархом Никоном, что сегодня активно восстанавливается. Следы приходского кладбища можно обнаружить у церковной ограды.

Воскресенский храм построен Великою Княжною Татьяной Михайловной, сестры «тишайшего» царя Алексея Михайловича (при котором произошел раскол Церкви) но когда именно – неизвестно. Величественность здания и редкая прочность указывают на большие материальные средства, какими располагал строитель храма. Воскресенская церковь по своей архитектуре очень напоминает Сретенскую церковь Свенского монастыря.

Воскресенский храм двухэтажный, каменный и трехпрестольный: на верхнем этаже - во имя Обновления храма Воскресения Христа, в нижнем – во имя Смоленской иконы Божией Матери, и в приделе – во имя св. Тихона Амафунтского. В1764 году по распоряжению Екатерины Второй монастырь был закрыт, а его обширные владения отобраны были в казну.

Настоятель монастыря – иеромонах Митрофан (Охалов) известен клинчанам. Он служил в Свято-Никольском храме, когда тот был подворьем Свенского монастыря. Братии в монастыре не много и помощь нужна всегда. Здесь будут рады приезду любой рабочей силы. Как говорят люди верующие нет лучшего способа провести отпуск, как пожить в каком-либо отдаленном монастыре. Помолиться и поработать во славу Божью.

 

http://www.hram.klintsy.ru/