Газета "Правило Веры" 15 ноября 2007 года

Звонят невидимые колокола



Увеличить изображение

 

Ровно на половине пути между Клинцами и Новозыбковом, в четырех километрах от трассы, располагается одно из замечательных исторических мест Брянщины — Каташинский Свято-Никольский монастырь.

 
Съехав с брянской трассы, мы берем направление на возвышающуюся над хозяйственными постройками местного колхоза, колокольню. Очень быстро мы подобрались к месту нашего назначения. Следуя по одной из деревенских улочек, съезжаешь с одного холма к подножию другого. На нем-то и стоял более трех веков, созывая на богомолье паломников с нынешних трех государств, а ранее единой Черниговской губернии, Каташинский монастырь.
История образования этой обители, как и многих других на юго-западе, связана с делом объединения Украины и Руси. Официально датой рождения монастыря считается 7 марта. Именно этой датой 1692 года помечено благословение черниговского архиепископа Лазаря на его основание и постройку: “Благословляем монастырок строити и братию житием добрим збирати…» А в 1682 году, на одном из семи холмов поселился схимник старец Григорий.
Возвышаясь на холме, стоит необычной архитектуры колокольня. Сегодняшнее состояние этой постройки красного кирпича плохое. Колокольня — врата в мир монастыря. Вспоминается легенда о граде Китеже и невидимом Беловодьи, монастыря нет, но службы вместо людей совершают ангелы, бьют невидимые колокола.
Колокольню, вопреки всем бедам и напастям, венчает кованый крест. Историки трактуют форму этого креста 18 века (крест похож на трезубец с полумесяцем под перекрестием), как напоминание о ратных подвигах благодетеля и покровителя монастыря “войска Запорозского полковника Стародубского Михаила Миклашевского”. Таврология (наука о крестах) допускает подобные отхождения от канона. Стоит сказать пару слов о смерти этого замечательного ктитора обители. Он был убит ночью во сне ворвавшимся в город Несвиж шведским отрядом в 1706 году.
Была у монастыря и своя местная святыня. История явления и прославления Каташинской иконы Богоматери теряется в веках. Доподлинно известно, что чудотворная икона явилась в 1622 году, в роще близ села Белого Колодезя, тамошнему священнику и хранима была в Белоколодезской церкви. В 1692 году она была передана в Николаевский монастырь. Во время нашествия на Россию шведов с Карлом XII икона была перевезена в Стародуб, в Вознесенскую церковь, откуда после Полтавской битвы снова возвращена в Каташин. И, как написано в одном из дореволюционных агиографических трудов: “где и теперь находится в каменной церкви”. Каменная церковь была взорвана при Хрущеве в 1960 году, к тому времени следы иконы были потеряны.
Богоборцами были не только коммунисты. За секуляризацию (огосударствление) монастырей была Екатерина II. В апреле 1786 года монастырь был закрыт. Село “слободка Каташинка” до той поры было закреплено за землями этого богатого и знаменитого монастыря (такой его статус охраняло воинское прошлое, заслуги в русско-шведской войне). Екатерина прибрала к рукам крупное село “окружностью 17 верст, насчитывающее 57 дворов, 64 бобыльих хаты и 42 бездворных”. Монастырь сделался обычным сельским приходским храмом.
Легко определить масштабы разрушенного собора. Сегодня о нем напоминают руины, оставшиеся от взрыва в трех сторонах. Высотой они не более 3-х метров. Последняя служба в соборе проходила в 1923 году. До хрущевских гонений храм использовался для хранения зерна. Приведем цитату из книги “По следам святых обителей”: “Строился он долго. Кирпичи выделывались в другом месте, на расстоянии километра. Доставляли же вручную, по цепочке. Через пять лет храм освятили. Эта соборная церковь во имя Сошествия Святого Духа имела два предела: в честь Успения и во имя св. Николая

Чудотворца. Судя по ее остаткам, была шестистолпной, трехнефной, с тремя апсидами, с пятью куполами”. Как память о том, что монастырь не забыт верующими, в самом центре разрушенной церкви стоит металлический крест, обвязанный рушником.
По запущенному монастырскому саду мы идем в сторону реки. Речка Семигорка была судоходной. Как пишут брянские краеведы С. Кизимова и Е. Зубова: “Ее ширина была от берега до берега около 100 метров. Один из притоков начинался из Кормы, где в те времена находилось озеро. Кроме того, для большей безопасности монахи прорыли ров, соединивший все овраги”.
Вид, который внезапно открывается с берега, поражает. Много говорилось о том, что почти все русские монастыри располагались в живописных местах, но здесь эта красота особенна — русская. С высокого берега видно, как река плавно уходит за поворот. На противоположном берегу вдалеке женщина, набрав воды, поднимается с коромыслом в гору — это Русь, описанная Михаилом Нестеровым. Больше всего вспоминается его небольшая картина “Молчание”, где на двух маленьких челнах старый и молодой монахи удят в реке рыбу… Нет утлых лодочек, нет и молитвенников-монахов, но дух тот же — мирный, светлый и неземной.

В настоящее время в Каташине зарегистрирована православная община. На территории бывшего монастыря проходят молебны, идет сбор средств на восстановление этого памятника архитектуры. Несмотря на все суровые реалии времени, очень легко представить что это святое и красивое место снова воскресло и расцвело.

О. Вечорко 

 

http://www.hram.klintsy.ru/