Газета "Правило Веры" 28 марта 2007 года

«Добрые вести» Константина Леонтьева (1831—1891)



Одну из глав своих \"Записок отшель­ника\" — своего рода философского дневника — великий русский мысли­тель Константин Николаевич Леонтьев назвал \"Добрые вести\". И начал так: \"Не­давно в наш Оптинский скит поступили послушниками двое молодых людей из лучшего нашего дворянства: Ш-ский и Чер-в. Они двоюродные братья. Оба же­наты; супруги их молоды и красивы; средства их настолько хороши, что г-жа Ш-ская в своем воронежском имении устроила на свой счет женскую общи­ну, в которой, как слышно, и будет сама назначена настоятельницей.

И мужей, и жен одели здесь, в Оптиной, в монашеское платье, и обе моло­дые дамы уже уехали в Воронеж, а му­жья остались в скиту.

В последний раз, уже облеченным в подрясники, им позволили сходить в го­стиницу проститься с мужьями, брать­ями, и прощанье это, говорят, было до того трогательно, что старый монах-гостинник, человек торговый и вовсе не особенно чувствительный, плакал, гля­дя на них, и восклицал: \"Господи! Да что же это вы делаете! Да как же вы это такие молодые расстаетесь! Да разве это так можно! Боже мой!..\"

Жили обе молодые четы между со­бою в полном согласии, и когда одна приезжая дама спросила у г-жи Ш-ской (ко­торой, кажется, принадлежит инициатива во всем этом деле), что побудило их ре­шиться на такой геройский шаг, — она от­вечала: \"Мы были слишком счастливы!\".

Вот это истинно христианский страх! Страх от избытка земного благоден­ствия. Это высшее проявление того аскетизма, без некоторой доли которого и в мирской жизни нет настоящего хрис­тианства\".

Ко времени написания этих строк, К. Н. Леонтьев уже 3 года безвыездно про­живал в знаменитой Оптиной пустыни. Многое было пережито, многое осмыс­лено, многое передумано, написан ряд романов, повестей, журнальных статей. Все осталось позади: и юношеский ни­гилизм, и неудачный брак, и работа на высоких государственных чинах. Теперь он жил близ Старцев...

Оптина тогда, во второй половине 19-го века, была магнитом, притягивающим всех чающих духа истинного Правосла­вия. По выражению Леонтьева, \"право­славия без издержек и купюр\". В Опти­ной, казалось, сходились все дороги ду­ховных поисков не только простого люда, но особенно интеллигенции тогдашней России. Гоголя, Достоевского, братьев Кириевских, Аксакова и многих других привлекала к себе Оптина, тот климат, который создали там великие Старцы. Именно они сделали Оптину духовным маяком, к которому стремились все позитивно-настроенные умы России. К. Н. Леонтьев продолжает: \" Приезжают сюда многие молодые люди посовето­ваться со старцами. Один, кандидат Московского университета человек по всем признакам, с будущностью, при­ехал сюда два года тому назад и на не­равный брак с девушкой простого зва­ния, которую он любил... Старец благо­словил охотно; они обвенчались и жи­вут теперь счастливо. Другой, тоже окончивший университетский курс в Москве, юноша весьма даровитый и ха­рактером смелый и самобытный, стра­стно желал пойти в священники, но не хотел отдаться своему влечению, не ис­просив здесь на этот шаг благослове­ния. В семье его были этому серьезные препятствия: отец его православный, но мать — католичка, и она приходила в ужас от мысли, что сын ее будет свя­щенником. Она тревожила совесть ре­лигиозного сына угрозой, что ей перед смертью ксендзы не дадут причастия.

Старец сказал, чтобы он этого не бо­ялся.

Теперь этот молодой человек — свя­щенник в одном из значительных горо­дов Западного края и судьбой своей до­волен\".

Леонтьев — философ без страха и упрека, философ-практик. Он очень близок к святоотеческой традиции, ря­дом с ним не Достоевский или Соловь­ев, а святые Старцы, чьим рупором, ис­толкователем чьих идей он стал.

Никто из плеяды православных мыс­лителей 19-20 в.в., включая Трубецко­го, Бердяева, Булгакова, не возрос до такой степени выражения Истины, идей подлинного Православия. Никто так, как он, не смог провозгласить на всю Рос­сию: \"Вся совокупность подобных мона­шеских влияний полезна мирянам, жела­ющим, как я сказал, утвердиться в ис­тинном христианстве, не заменяя его сентиментальным учением неверующей любви, которое не только не приложимо на практике запутанной жизни нашей, но даже противно своей фальшивостью и ложью\".

Жизнь Церкви для Леонтьева — вся его жизнь. Радости церкви — его радос­ти, печали — его печали. Покаяние че­рез аскетический подвиг — вот реально осознанный, прочувствованный им путь ко спасению. Преданность христианскому подвигу, проповедь цельности право­славного мировоззрения — вот наполне­ние его жизни и творчества. Личное спа­сение, воскресение своей собственной души — вот для него смысл жизни, ее главное устремление.

Как только не называли критики-не­доброжелатели Леонтьева: и \"черносо­тенец\", и \"мракобес\" и \"консерватор\". Позиция этих критиков враждебна духу Церкви, служителем которой был Леон­тьев, за которую он ратовал. \"Пребыва­ние в монастыре раздвинуло горизонты его духовной индивидуальности, закре­пило наиболее выразительные черты личности. Он уже не желает ничего. Крепнет лишь ощущение себя частицей православия.

Внутренний процесс длительнейше­го духовного брожения получает, нако­нец, завершение во внешней форме. На­ступил финал, к которому мучительно и трудно шел страстотерпец и подвижник. 23 августа 1891 года состоялось ка­ноническое вступление К. И. Леонтьева на путь аскезы и бесповоротного отре­чения от мира. В Предтечевом скиту Оптиной пустыни, в келий старца Варсанофия, он принял тайный постриг с именем Климента.

30 августа он приехал в Троице-Сергиев посад. Тяжело началось привыка­ние к новому месту: не покидала тоска по Оптиной. В непогоду настигла его очередная болезнь — воспаление лег­ких. За время болезни он два раза испо­ведовался, дважды приобщался Святых Тайн.

Последние часы жизни прошли в ужасных страданиях. Предсмертная ночь — в беспрерывном бреду. Утром 12 ноября 1891 года Константин Николае­вич Леонтьев скончался. Вечный земной приют нашел он в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры, возле храма Черниговской Божией Матери.

Его опыт — это рекомендация каж­дому христианину срастись с Церковью, стать частицей Ее. Только тогда Ее ра­дости станут нашими. И тогда, надеюсь, еще не раз мы удивимся добрым вес­тям, которые преподает людям великая Божественная Любовь.

 

о. АНТОНИЙ. Сергиев Посад

специально для газеты \"Правило веры\".

2000 г.

http://www.hram.klintsy.ru/