Газета "Правило Веры" 9 марта 9 годаЯКУБОВСКОЕ ЗНАМЕНИЕ |
Вокруг чудотворного образа Феодоровской иконы Б.М. сияет целый сонм святых благоверных князей Северо-Восточной Руси, устроителей государственности и радетелей нашей православной Церкви. В их числе и Александр Невский, недавно признанный самой выдающейся личностью русского народа («Имя России»). Высоко почиталась Феодоровская икона и в простом народе. В Малороссии, куда временно относилось наше Стародубье, были распространены списки с иных богородичных икон. Феодоровская икона встречалась у клинцовских старообрядцев. Вероятно, это связано с тем, что Даниловская волость, из которой вышел Василий Клинцов и ряд других первопоселенцев слободы Клинцы, ныне входящая в состав Ярославской области, в старину относилась к Костромскому уезду, и святыня Костромы была им хорошо известна. С одним из списков Феодоровской иконы, хранившимся в д. Якубовка Клинцовского уезда, связано чудесное знамение.
Деревня Якубовка входит сейчас в Мартьяновский сельский округ. Она расположена на Стародубском тракте там, где он огибает с юга Окопское торфоболото. Рядом с Якубовкой находится один из массивов садовых участков клинчан. Как и у большинства клинцовских деревень, у Якубовки имеется второе название – Залепеевка. Рядом с Залепеевкой находится интернат для детей с отклонениями в развитии. Якубовка состоит из двух близко расположенных поселений – деревни Залепеевка и хутора Дышёвка. Якубовка существовала уже в 1767 году, когда она состояла из шести крестьянских изб и принадлежала графу Моисею Владиславичу (по происхождению боснийский серб). В этом же году он продал её за 800 руб. сотнику Якимовичу. В отличие от зависимых залепеевских крестьян, хутор Дышёвка, видимо, был поселен лично свободными казаками. В
Рядом с Якубовкой, на месте нынешнего интерната, до революции находилась усадьба землемера М.С.Пушкаренко-Овсеенко – хутор Семёновка. Дворяне Пушкаренко-Овсеенко происходят из небогатой казацкой старшины Стародубского полка, а по женской линии ведут свою родословную от соратника Богдана Хмельницкого полковника М.Пушкаря. Второю женою землемера была внучка Фёдора Фомича Овсеенко Елизавета (из другой ветви того же рода). Её отец Митрофан Фёдорович имел чин коллежского асессора (штатский майор), где-то служил, поездил по стране. Предположительно, именно он привёз в родовое гнездо (хутор Овсеенков) список иконы Б.М. Феодоровской, покровительницы своего отца, а Елизавета Митрофановна, выходя замуж, увезла образ с собою из Овсеенкова в Семёновку. Владелец усадьбы умер в
С
На Рождество
«Именем победившего пролетариата, грядущего коммунизма и всесильной науки ПРИЗНАТЬ:
1) Что подходящего под понятие «бог» в мире нет.
2) Что бог создан воображением дикаря.
3) Что буржуазия всеми средствами поддерживает легенды о боге в своих классовых интересах, в чём ей помогала продажная каста духовенства.
А посему ПОСТАНОВИЛ:
1) Объявить бога несуществующим.
2) Приверженцев бога язычника и жреца сдать в музей.
3) Душеприказчиков бога, его продажных защитников отправить в рай.
Сахарозаводчика Терещенко отправить к богу.
Приговор привести в исполнение Клинцовскому уполномоченному ГПУ тов. Гельмесу».
В заключение балагана участвовавшие в нём паяцы исполнили «Интернационал» (см. газ. «Труд» от 10.01.1923 г.). Через четырнадцать лет многие из них припомнят, что слово Бог они писали с малой буквы, а уполномоченного ГПУ величали с большой, но будет уже поздно. А люди верующие знали, что Бог поругаем не бывает, понимали, кто стоит за такими «комедиями». Непонимающим старалась помочь труппа клинцовского Народного дома (находился в том же здании ДК «Современник»), поставившая пьесу «Пророк антихриста», где под этим саморазоблачительным именем был показан мятежник-революционер (см. газ. «Труд» от 25.11.1925 г.). В то же время в стране происходили многочисленные обновления икон и куполов храмов и кровоточения из крестов, знаменовавшие эпоху страшных испытаний для православной веры. Все обновлённые иконы немедленно отбирались органами дознания, их владельцы, свидетели и священники, служившие перед ними молебны, попадали на скамью подсудимых (см. журн. «Новый мир», 1992, №6, с. 234-236).
Практически одновременно с прославлением в Клинцах антихриста, в декабре
Описываемые события произошли всего 83 года назад. Кто-то из верующих старожилов деревень Якубовка, Лутенск, Мартьяновка и Корневка мог слышать о Якубовском чуде непосредственно от своих родителей, бывших современниками обновления Феодоровской иконы. Возможно, они могут сообщить в благочиние подробности этой чудесной и драматической истории.
Борис ПЕТРОВ,
действительный член РГО РАН