Житие Преподобного Благоверного князя Олега Брянского |
|
|
|
(память 20 сентября / 3 октября, в Соборе Брянских Святых)
Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке
было воспринято современниками как "погибель Русской Земли". Померкла
самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля,
сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное,
все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо:
вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя
не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий,
возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на
этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее
Воскресения. В эту эпоху особенно остро ощущалась
малозначимость "славы мира сего, " и в то время, как одни князья всеми
правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью
расставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного. Исповеднический
подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его
боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все
уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем
самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие
лукавые речи, князь Михаил отвечал: "Не хочу я быть христианином только
по имени, а дела творить языческие". Устояв перед этим великим
искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел
мученическую кончину ради Христа. "Не погублю души моей, прочь слава
мира сего тленного", — эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси. "Род
праведных благословится", — говорит Святой псалмопевец Давид. Это в
полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником
благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское
служение. Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная
Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и Богоугодное
житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман,
также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление
перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где
впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой
Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь. Из
летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во
Святом Крещении — Леонтием) участвовал в военных действиях против
Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей
сестре Ольге (во Святом Крещении — Елене) Романовне, супруге
благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя
многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые
земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении
его Брянской обители. Видя, сколь преходящи и
непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой
наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему
брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои
средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой
благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году. Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря. Известно,
что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон
возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии
(ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а
непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма,
где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный
храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь
Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был
освящен Престол в честь иконы Божией Матери "Знамение". В
ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал
Петро-Павловскому монастырю икону "Святого благоверного князя Олега
Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта
17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы
проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред
этой иконой". 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон
Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их
металлических образков. 14 июля 1897 года Святейший
Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в
котором говорилось: "По вниманию к благочестивому усердию граждан
города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший
Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное
празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их
памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на
отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в
ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска..." 13-го
июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября — день
памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега — не торговым
днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались
торжественные Богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по
благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан "Верный
месяцеслов всех Русских Святых", где впервые указан и день памяти
Преподобного Олега, князя Брянского — 20 сентября / 3 октября. В
начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила
(Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло
перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были
перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители.
Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать
никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского
храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной
прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей. По
благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского
Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других
священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей
Преподобного князя было обнаружено. 10 августа 1995
года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор
открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. Каждое
Воскресение во время вечернего Богослужения пред ними совершается
чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением. Установилась
добрая традиция, по которой у мощей Святого Олега служится
напутственный молебен для Брянских призывников, которые испрашивают у
князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы. 5
декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых
в день памяти Преподобного князя Олега Брянского. |