Храм в честь Преображения Господня
Клинцовский район, с. Великая Топаль
Расположен Спасо-Преображенский храм на
исконно казачьих землях станицы Топальская (в настоящее время- село Великая
Топаль), где менее ста лет назад проживало 3 тысячи 750 казаков Всевеликого
войска Донского. Построен в 1780 году по заказу П.А.Румянцева- Задунайского,
вместо прежнего деревянного храма. Храм представляет собой замечательный памятник
русской архитектуры посл. четв.18 в., выполненный на высоком профессиональном
уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам
петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и
оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного
декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных
зодчих.
Ядром
объемно- пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная
куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к
ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными
раскрепованными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены
стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами.
Башни главного, северного фасада более крупные и высокие, во втором ярусе они
трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми
оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими
башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние
колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре
цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами,
поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной.
Изящный
декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами
убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и
горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковых сторон
южных башен. А также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание
основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света,
которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах
сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены
не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри
портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным
углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах. Не менее
выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал
со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной
(проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными
сводами, узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри
башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами,
сандриками на кронштейнах над проемами, а также расположенной под окнами
верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными «каннелюрами». Завершаюший
стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под
раскреповками-кронштейны с лепными гирляндами, а ниже-плоские прямоугольные
ниши. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены
кессонами со звездочками на темно-синем фоне, в четырех круглых
клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы.
Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и нач. 20 в.
|